13:00 Надежда на возвращение. 7 | |
Отрывок из книги Вольфганта Штадлера, который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84) (Продолжение) В лагере 84/2 - транспортное и путевое строительство, лесные работы 3.На следующий день нам выделяется другая работа. Мы должны ставить столбы для новой осветительной сети. Сначала копаем ямы. Примерно один метр глубиной. Туда внутрь вставляем деревянные столбы с жердями, на концах которых укреплены железные штыри, и поднимаем. Это не просто при нашей слаборазвитой мускулатуре. Если усилия прилагаются не равномерно, столб валится в сторону и затем происходит то, что называется: «спасайся, кто может!». Постепенно мы овладеваем техникой. Если столб стоит вертикально, в промежутки бросаются камни, галька и песок, добавляется небольшое количество воды, твердо утрамбовывается, - следующий! К счастью, мы не сможем присутствовать, когда будут подниматься электрики. Несколькими днями позже должны переноситься на другое место боковые станционные пути. Для подготовки фундамента необходимы земляные работы. При работах этого вида едва ли существует шанс выполнить норму. То есть, не будет никаких больших кусков хлеба. Земляная работа оказывается, в действительности, невыгодным производством. 3 дня позднее: новая работа, новый мастер. На "нашем" рельсовом пути маленькой дороги засыпан необходимый щебень. Железными стержнями, на концах которых приварены плоские наконечники, а также мотыгами, грубые камни должны забиваться между шпалами. Трудоемкая, истощающая силу работа. Неподходящая для мышц с консистенцией пудинга. Как только кто-то останавливается, мастер кричит хриплым голосом: „Stopat - stopat!" (вероятно «Топать, топать!» - Ю.С.). За это сразу получает кличку „Stopper". Он носится с палкой, беспрерывно проверяя подкладку шпал и определяет, конечно, сразу, имеются ли еще пустоты. Где это случалось, нужно было срочно набивать. Производительности при такой «работе костей» не достичь и приблизительно. Неделей позже пришел большой день первого рейса локомотива по маленькой дороге. Чувствуем: для мастера это не является обычным мероприятием. Все-таки локомотив считается символом советской власти. Ветка, может быть, длиной километр и описывает дугу. „Stopper" кривую проверил много раз, необходимые допуски пути рассчитаны и измерены. Теперь это в прошлом. Все стоят и смотрят. Он дает самолично знак к старту. "Локомотив" дымит свободно, медленно и осторожно. Постепенно он приближается к кривой. В высшей точке он внезапно сильно наклоняется на внутреннюю сторону. Все дальнейшее совершается с молниеносной быстротой. Подозрительное щелканье. Локомотив останавливается. Машинист выскакивает, и кажется, что это решающий шаг для всей повозки. Во всяком случае, когда она опрокидывается и по плоскости склона скользит вниз, у всех пленников вырывается смех. Конечно, "Stopper" злится, топает, ругаясь, ногами и походит при этом немного на легендарного карлика. Случай имеет последствия, конечно. В лагере царит большое волнение. Все участвующие в строительстве линии бригады должны приготовиться. Русский комендант, политический комиссар и немецкое руководство лагеря появились со строгими выражениями лиц. Канонада оскорблений начинается: „ Nemecki, Faschist!, Bandit, Sabotasch (немецкий фашист, бандит, саботаж)! ". Грозят карцерами и лишением питания, а также судебным наказанием. Ничего такого не происходит. Контроль и ответственность вменялись в обязанности "Stopper". Наверное, его карьера, как железнодорожного мастера, остановилась. Русские органы власти обходятся при авариях со своими служащими не мягко. Но кто знает, был "ли "Stopper", вообще, специалистом. Наверное, компетентные люди находятся на фронте. Я видел во время своего отпуска, что наше предприятие также сильно страдало от недостатка квалифицированных рабочих. (Продолжение следует) Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение" ( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г. (ISBN: 3-9807514-0-6). Перевод Ю.М.Сухарева. | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |