13:00
Надежда на возвращение. 3
Отрывок из книги Вольфганта Штадлера,  который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
(Продолжение)

В городе Асбест - лагерь 84/3. 2.

В этот момент входит в барак мужчина среднего возраста. Он представляется, как член руководства лагеря 84/3 и антифашист. Его отца-коммуниста тяжело истязали в нескольких концентрационных лагерях Германии и там, согласно свидетельству о смерти, он и умер от сердечной недостаточности. Мужчина говорит о преступной гитлеровской войне против Польши, Франции, других государств, а также Советского Союза, который гонит теперь немецких оккупантов из своей страны.

На этом месте его прерывает товарищ и просит, чтобы тот сказал, все-таки, о том, где мы находимся вообще и что нам ожидать. Мужчина недовольно вдыхает и объясняет с отчетливым оттенком: „ Я верю, что вы действительно не знаете, где вы находитесь, а именно -в плену. И здесь лучше всего отучают быть упрямыми. Вы должны были бы делать это в Г ермании или в вермахте. Задумайтесь: советские солдаты пленили вас, тем самым спасли вам жизнь. За это вы должны быть радостными и благодарными!". Мой сосед толкает меня: „Спроси его, он действительно немец...". Мы продолжаем внимательно слушать: „ Вы находитесь здесь в 80 км северо-восточнее Свердловска, а именно - в городе Асбесте. Он имеет примерно 70000 жителей и назван по минералу, который открыли здесь в 1720 году и добывается он с 1900 года систематически. Это самое большое асбестовое месторождение на земле. Большинство из вас будут назначены на рудники или на подготовку. Впрочем, здесь работали ещё немецкие военнопленные I Мировой войны. Добыча происходит через разработку открытым способом. Легкой работы нет. Работа на фабриках тоже не леденцы ". Беспокойство распространяется. Из заднего угла барака кто-то кричит: „ А как обстоит дело с продовольственным обеспечением?". Сразу тишина наступает. Антифашист объявляет: “Каждому пленнику положен основной рацион. Она состоит из: дважды по 500 г супа, 200 г каши и 400 г хлеба ежедневно. Если вы выполняете норму выработки больше чем на 100 %, то 200 г получаете дополнительно. Но я должен добавить, что эти нормы продовольственного снабжения не могут быть в настоящее время гарантированы, так как самые важные сельскохозяйственные площади Советского Союза повреждены войной. Также и советское население голодает".

Мы смотрим озадачено : это прекрасная перспектива! Мы знаем про более чем нежирный рацион уже по лагерю 158, но так как пропагандист выглядит хорошо откормленным, мы полагаем, что, наверное, большой голод здесь не придется терпеть. Он должен сообщить еще кое-что: „ Очень важной является чистота в лагере. Даже если моечные установки примитивны, они должны использоваться для гигиены тела! Наша жизнь находилась бы под максимальной угрозой, возникни здесь эпидемия. Вы остаетесь на четыре недели в этом карантинном пункте. Затем вы распределяетесь по трем трудовым лагерям города. Если имеются вопросы или проблемы, я нахожусь в вашем распоряжении в любое время". Следовательно, мы находимся за горами Урала. Слишком мало мы знаем об этом регионе. Пожалуй, только то, что он хранит в себе богатые полезные ископаемых. Когда-то Германия хотела присвоить их себе. Мы уже здесь! Итак, все проходит планомерно.

18. Марта. Сегодня день рождения отца. Где он может быть? Надо надеяться, он находится в своей войсковой части, всегда считавшейся тыловой. Как проведут мать, братья и сестра этот день? Они будут беспокоиться, наверное, также и обо мне, так как никакая почта большее от меня не приходит. Послала ли моя войсковая часть сообщение о потере меня?

19 Марта. Контроль состояния здоровья. Процедуру мы знаем. За столом сидит, уставившись на нас, комиссия, записывает, протоколирует. Тут главный врач. Она осматривает состояние вблизи. Каждый должен указать имя, фамилию, имя отца, год рождения, профессию, военную часть и т.д., далее - какие болезни имел когда-то и теперь. В конце она щиплет каждому пленнику задницу, говорит число, которое вносится немедленно в бумаги.

Во время одевания санитар объясняет вполголоса: „ По складке задницы русские, с достойной удивления надежностью, устанавливают общее физическое состояние конкретного лица. При этом отличают 3 основных категории. В «K-один» относятся только сильные пленники. Но такие еле-еле находятся. Итак, большинство приятелей классифицируются в «K- два» и должны исполнять тяжелые работы. «Категория 3» годна только для почасовой наружной работы и легкого труда. Затем имеется еще ОК. Это можно назвать Ohne Kraft (Без силы). Но по-русски это значит «Ozdorovidelnaja Kommanda», то есть команда спокойствия и выздоровления. Тот, кто присоединяется к ней, работает только в пределах лагеря, снабжает моечные установки водой, чистит бараки, отхожие места, улицы лагеря, исполняет вспомогательные службы на кухне, Banja (бане) и госпитале. Затем имеется еще Dystrophiker (дистрофики). Это самые слабые. Они лежат в большинстве случаев в больнице. Тот, кто выходит оттуда, имеет большое счастье". Я принадлежу к армии категории 2.


(Продолжение следует)

Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод  Ю.М.Сухарева.


Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 159 | Добавил: drug6307 | Теги: Надежда на возвращение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров