13:00
Надежда на возвращение. 36
Отрывок из книги Вольфганта Штадлера,  который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
(Продолжение)

Голод, иерархия и ненависть 2

„ Хлеб наш насущный дай на сей день!". Ах, ты дорогой Бог, если бы ты только мог слышать нас! Сколько хлеба нужно все же человеку, чтобы не умереть с голоду? 400 г - это основной рацион. Это звучит, как много. Однако, русский Chleb (хлеб) содержит почти 50 % воды. А насколько питательны водянистые, полностью вегетарианские супы без жира и 10 ложек пшенной каши? Неудивительно, что теперь ночью от морга к нам всё чаще проникают

страшные звуки: клак-клак-клак. Кто унес бедные души? Дорогой Бог или злой черт? Вероятно, также смерть, мнимая участь или просто случай - более точно: ряд несчастных случаев?

Антон Спэч (Anton Späth), пастор из Рейнланда, который состоит в нашей бригаде, не знает ни на эти, ни на другие жизненно важные вопросы удовлетворительного ответа. Все же я охотно беседую с ним. Однажды я спросил его: „Ты можешь сказать мне, почему я не могу молиться?". Он обдумал и ответил по истечении некоторого времени: „ Почему ты мучишь себя? Я верю, Бог есть в тебе. Ты только не знаешь этого". Понять тяжело. Утешение это было или комплимент?

Богослужения не могут совершаться. Не существует со стороны пленников и никакой к этому особенной потребности. За исключением рождества и поминального воскресенья. Несколько священников вермахта дают знать, кто они есть, и призывают некоторых товарищей в личных беседах к мужеству и надежде, причем они подходят очень осторожно и знают: „Г олодным плохо проповедовать". Кроме того, даже сами некоторые священнослужители нуждаются в совете и утешении.

Голод встречает пленников очень по-разному. „ Самые бедные ханыги" - это Tschorni Rabotschiks и Pomoschniks (чернорабочие и помощники), то есть подсобные рабочие, не специалисты. Они должны выполнять неквалифицированные и тяжелые работы при ветре и непогоде. Без какой-либо льготы и только редко с видом на выполнении нормы, они представляют самый низкий продовольственный класс. Длительный крайний недостаток продовольствия изменяет этих людей радикально. Это начинается с безучастности и может кончиться агрессией. Чаще всего поражение начинается уже в пути. Голодом и слабостью терзаемые, они теряют моральные ценности, которые были святы для них еще неделей раньше. Одобряющие слова могут производить противоположное действия. С другой стороны, они приходят к познанию: в современной ситуации плен нужно переносить только с постоянной тупой пассивностью.

Эти пленники рассматривают, естественно, всю лагерную верхушку скептически. Каждый, кто входит свежим, веселым и прямой походкой, осматривается с недоверием: почему находятся в таком виде? Следовательно, он не один из вас. Ненависть и зависть концентрируются преимущественно на так называемых длинноволосых антифа -активистах, так как они получают дополнительную пищу, не стригутся наголо и занимаются политическим процессом перевоспитания. При детальном рассмотрении иерархия лагеря гораздо глубже, начинается на уровне бригадира. Она продолжается старшинами бараков, а также взводными и ротными командирами. Этим людям разрешают, чаще всего, добавку на кухне. Но затем снисхождение прекращается, так как речь идёт уже о более высоких рангах. Это многие, которые кормятся дополнительно. Офицеры получают особое положение. Затем нужно назвать сильно разветвленную линию лагеря, его постоянных или временных служащих, персонал кухни, бани, прачечной, больницы, ремесленников лагеря, столяров, портных, сапожников, людей культуры. Все получают дополнительное питание. И все оспаривают это. Но какими бы тайными не были их пути, все же, это обнаруживается - только по их виду. Там внешний вид не обманывает. Маленький вояка держится мнения: если уже дополнительное питание расходуется, то оно подобает в первую очередь ему, который выполняет особенно тяжелую работу, при неблагоприятных условиях погоды и едва ли имеет шанс выполнить норму выработки. Тогда большой голод не умерщвлял бы так.

(Продолжение следует)

Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод  Ю.М.Сухарева.


Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 116 | Добавил: drug6307 | Теги: Надежда на возвращение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров