13:00
Надежда на возвращение. 22
Отрывок из книги Вольфганта Штадлера,  который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
(Продолжение)

Три ступени  1

Строгая сибирская зима с температурами минус 20-40 °C стремится к своему апогею. Это приводит нашу бригаду к катастрофическому положению. Советский рабочий офицер больше не утверждает разнарядку на гончарню. Таким образом бригада гончарни превращается снова в транспортную колонну номер 525. Что значит - работать отныне под открытым небом. Это самое плохое, что может произойти с бригадой зимой. Нас назначают туда, где появляется необходимость в людях: таскать балки, грузить и разгружать вагоны, доставлять материал на стройплощадки, развивать шахты. Глубже бригада не может опуститься, так как все происходит без самой малой надежды выполнить норму - и получать большую краюшку хлеба.

Думают так: ах, если бы я только получил другую профессию, например, столяра, Stellmacher, плотника, портного, сапожника! Тогда бы я имел на одном из предприятий или совсем, в мастерских лагеря, крышу над головой, не направлялся бы на страшный холод. Затем представилась бы ещё и возможность "вырабатывать" дополнительный рацион. Или можно было бы выполнять, как токарю, фрезеровщику или литейщику на близком Mech-Sawod (мехзаводе), без особенных напряжений, рабочее задание.

7 февраля. Побудка: „Бригады встают! Приготовиться к работе!". На нижних нарах подо мной лежит Пауль Нихус, пожилой, добродушный мужчина, худой как щепка. Так как он не делает никаких попыток подняться, я трясу его. Он страшно неподвижен. Тихо и слабо он отошёл ночью. Мы все очень тронуты, вызываем старшину барака. Тот извещает врача лагеря. Она прибывает, регистрирует смерть и велит, чтобы Пауля перенесли в находящуюся рядом с нашим бараком номер 4 мертвецкую. Когда там накапливается примерно 10 умерших, в лагере создается добровольная команда. Это происходит в большинстве случаев поздно вечером. Мы слышим, содрогаясь, как стаскивают твердые замерзшие тела, за ноги, из каморки - по трем ступеням. Г олова ударяется: клак, клак, клак. Затем бедняг укладывают слоями на сани и везут за лагерь, к опушке леса, там и погребают. Жуткая мудрость - там уже осенью "предусмотрительно" выкопали яму глубиной 2 м и длиной примерно 30 м, чтобы погребения происходили зимой во время сильного мороза "без проблем". Обозначения захоронений данными, кто там собственно погребен, не происходит, по высказываниям могильщиков. Затем похоронная команда получает дополнительно в Stalowa (столовой) суп.

Смерть товарища психологически потрясла каждого из нас. „ Кто знает, как близко от меня мой конец ", тот хорал, который мы часто пели в церковном хоре, совсем актуален в течение этих дней. И из других бараков мы ежедневно видим людей, которые с печальным грузом направляются в мертвецкую. Ряды бригад редеют. Утром механически тащимся к месту работы. День бесконечен. Вечером возвратившись, мы затягиваем себя из последних сил на верх, по установленным трём ступенькам, чтобы опуститься затем разбитыми на нары.

(Продолжение следует)

Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод  Ю.М.Сухарева.


Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 130 | Добавил: drug6307 | Теги: Надежда на возвращение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров