12:40
Листая историю Ураласбеста: золотые кадры
Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Очерк о начальнике планово-экономического отдела комбината Романе Михайловиче Шоломовиче - окончив Московский государственный университет, он 40 лет отдал флагману асбестовой промышленности.


Поезд из 1950 года

Продолжение

Человеческое предчувствие обладает специфичным свойством — оно подсказывает о возможных утратах и слепо на предстоящие открытия.

Молодой человек предчувствовал, как много он теряет, покидая столицу, но даже представить себе не мог, что приобретет в захолустном местечке под названием Асбест.

В то время было принято постановление о развитии асбестовой промышленности. На асбестовые предприятия, находящиеся тогда в ведомстве Министерства внутренних дел, стало поступать много новой техники, направлялись высококвалифицированные специалисты.

В те годы и был положен задел, обусловивший сегодняшний расцвет и подъем комбината.

В тресте Асборуда, куда попадет с дипломом молодой Шоломович, его направят начальником планово-экономического отдела Управления электрифицированной железной дороги. Работы немало. Нужно будет разработать и внедрить систему технически обоснованных нормативов времени на железнодорожные перевозки. Это при отсутствии методик на принципиально новые высокопроизводительные по тем временам машины и скептическом отношении многих специалистов.

Через три года он будет переведен на должность начальника планового отдела Северного рудоуправления. И новые заботы. Поступают новые экскаваторы, станки канатно-ударного бурения. Вопросы эффективности работы нового оборудования, новых технологий, экономические расчеты соцсоревнования в первую очередь лягут на плановый отдел.

Годы адаптации пролетят незаметно. Он увлечется своей работой и порой даже будет спорить с коллегами-москвичами, попавшими сюда, как и он, по направлению и мечтающими об отъезде, он будет доказывать, что и тут есть свои прелести. Есть. Кто-то уедет. Он останется. Женится на коренной уралочке, обрастет корнями. Что его удержит?

Работа в коллективе Центрального, самого крупного рудоуправления, куда он будет переведен начальником планового отдела 5 мая 1955 года и где проработает десять лет. Годы хрущевской оттепели, обещавшие светлое будущее, и неугасимый, воспитанный на революционных максимализме и романтике, энтузиазм сыграют свою роль. Коллектив будет работать с большим творческим напряжением. Невыполнение плана будет восприниматься как ЧП. А параллельно этому будут разрабатываться новая система хозрасчетных показателей, система планирования основных показателей производства, труда, себестоимости.

Именно в этот период выйдет первая книга Шоломовича «Снижение трудоемкости работ в карьерах». Примут предложенную в ней концепцию, как, впрочем, и в наше время, далеко не все. В то время будет вестись много дискуссий по экономическим показателям производительности труда. Но «Экономическая газета» поддержала метод, предложенный Шоломовичем. И это будет победа. Победа! К тому времени он поймет, что вся жизнь состоит из цепи побед и поражений. А между ними — работа.

Что такое работа?

Для Шоломовича она станет не просто добычей средств к существованию и не просто возможностью для самореализации.

Живя в Москве, он имел несравнимо больше. Любил бывать в Художественном театре и настолько был знаком с ним, что мог определять актеров по одной-двум репликам. Публичной Ленинской библиотеке, в которой можно было достать самую редкую книгу. Не мыслил себя без хорошо исполняемой музыки, таинственные свойства которой с детства раскрыл ему отец. Лишившись всего этого, он не потерял себя, сохранив любовь к прекрасному, интерес к культуре.

Как человек, которому с ранних лет привито чувство ответственности за порученное дело, который знает, что нет скучных вещей в окружающем мире, он уйдет в книги, в науку, занятия которой полюбил в институте и которой увлеченно занимался с друзьями-студентами. Его будут уважать как грамотного, глубоко знающего свое дело и широко эрудированного специалиста. Его не будут понимать как человека замкнутого, мыслящего непостижимыми для всех категориями, требующего того, в чем никто кроме него в этом городке, казалось, не нуждался.

Углубившись в производственные проблемы, он откроет для себя новый Асбест. Не маленький провинциальный городишко, а центр асбестовой промышленности страны. Центр, имеющий предприятия гиганты, самые мощные в мире, имеющий свою научную базу.

Весной 1965 года с переходом комбината на новые условия хозяйствования ему поручат исследовательскую лабораторию по экономике. Таким образом, из инженера-открытчика ему придется переквалифицироваться в экономнста-аналитика. Он будет работать над созданием аналитической базы и системы информационных материалов для предприятий, разрабатывать систему экономических взаимоотношений и показателей в условиях новой структуры комбината.

Он откроет для себя сложный мир экономико-производственных взаимоотношений структурных единиц комбината, каждая из которых обладает своими порой противоречивыми особенностями, интересами, потребностями. Он поймет, что взаимодействие этих макрозвеньев, определяющих техническое здоровье всего комбината, будет зависеть и от него, от того, как он увяжет эти противоречивые интересы, найдет оптимальный метод их взаимодействия.

Но все это впереди, а пока он не знает, что на протяжении всей своей жизни будет вспоминать тот путь в 1950 году, путь из Москвы в Свердловск, тот вагон, в котором судьба перевезла его из одной жизни в другую. Хорошо это или плохо, но это случилось. Чего жалеть. Как сложилось, так и принимай. Главное, не терять уважения и самому себе, своему делу и со всей серьезностью относиться к поставленным перед тобой задачам.

Он посвятит всю свою жизнь комбинату Ураласбест. Будет браться за решение самых сложных инженерно-экономических проблем. Решать их. Его предложения будут вызывать порой немало споров, но в конечном итоге все вынуждены будут соглашаться с истинностью их. А к моменту его ухода на пенсию, когда вся страна будет увешана лозунгами, призывающими к ускорению и перестройке того самого строя, который в пятидесятом такие же лозунги призывали строить, его кое-кто из сослуживцев будет называть консерватором. За то, что не поддается общей горячке — «скорее, скорее перестраиваться...!». За то, что он, как непревзойденный специалист в своем деле, подробно знакомый с элементами большого сложного механизма — комбината, будет стремиться создать, обосновать механизм наиболее безболезненного и оптимального развития комбината по пути перестройки именно всего комбината в комплексе.

...Состав гусеницей вскарабкался на возвышенность. Открылся новый вид. В глубине голубой дымки показались тупые неправильной формы конусы Уральских гор, обрамленные снизу густой тайгой. «И все-таки Урал красив!», — не скрывая восторга, восхитился молодой геолог. До конечной станции оставалось восемь часов пути.


Ю. Дружинин
"Уральский асбест" № 17 (227) от 1 мая 1990г.
 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Ураласбест | Просмотров: 114 | Добавил: irinaatanasova | Теги: Листая историю Ураласбеста | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров