12:40
Листая историю Ураласбеста: боролись со спецзаказами

Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Как в бурные 90-е газета отстаивала права рядовых асбестовцев при распределении дефицитных товаров.

Называть вещи своими именами

Предновогодье было ознаменовано для асбестовцев не совсем приятным сюрпризом — буквально на глазах полки продуктовых магазинов пустели и пустели, а там, где что-то «выбрасывали» (сыр, колбасу, мясо), выстраивались спиралевидные очереди. Даже по талонам не так-то просто было приобрести что-либо, без чего не спроворить праздничный стол. Исчезли с прилавков и куры, чем в последнее время гордился наш город (мол, мы еще что-то имеем по сравнению с другими городами).

В эти последние дни уходящего года в редакцию позвонил некто и ко всем прочим сюрпризам прибавил еще одни: «Завтра горком партии будет получать наборы в магазине № 41, в обеденный перерыв магазина...». Это был четверг. Благо окна нашей редакции выходят на ул. Уральскую, мы без труда, не выходя из здания, в указанное время смогли убедиться, что действительно, к магазину, закрытому на перерыв (с 14.00 до 15.00), идут знакомые нам люди. Тогда мы решили вместе с председателем комитета народного контроля комбината провести проверку по всем правилам: захватили с собой удостоверения и прошли в магазин.


Из разговора с продавцами выяснили, что, действительно, в этот час идет продажа наборов (кур) работникам горкома партии. Поинтересовались, как часто организуется такая продажа. Нам ответили, что постоянно, еще и посетовали: мол, сегодня идут как-то неорганизованно..

Вот такой факт был зарегистрирован нашей рейдовой группой. А что, собственно, произошло? Этот вопрос нам задал в магазине зав. общим отделом ГК КПСС т. Деньщиков. Мы позволили себе ответить, что на первый взгляд вроде бы и ничего особенного, но если учесть талонную систему на продукты, учесть то, что в городе вот уже с неделю нет кур, и то, что продажа наборов идет каким-то тайным путем в обеденный перерыв магазина, — ото все наводит на мысли о спецзаказе для работников горкома. Тут же у прилавка возникла дискуссия. Работники горкома решительно оспаривали факт спецзаказа.

Несколько часов спустя эта дискуссия продолжилась уже в редакции (она записана на магнитофон с согласия т. Деньщикова и т. Быкова, инструктора ГК партии, председателя профкома ГК КПСС), Вкратце ее содержание таково (приведено мнение работников горкома):

Мы относимся и числу таких организаций города, которые ничего не производят и поэтому не имеют возможности произвести обмен производимых товаров на продукты. Наш профсоюзный комитет обратился на птицефабрику, и нам выделили 200 кг мяса птицы, которую мы выкупили через магазин № 41. Делалось это второй раз. И для того, чтобы трудящиеся не стояли в очереди из-за нас, мы попросили продать нам кур в обеденный перерыв. Почему вы не позвонили нам и не спросили об этом факте, — мы бы вам ответили, что такой заказ сделали. А сейчас вы нас ставите в позицию оправдывающихся. Мы же не видим здесь ничего криминального, Каждое предприятие может сделать такой заказ для своих трудящихся, как раз у предприятий сейчас возможностей гораздо больше, им можно обмениваться. Кстати, разве комбинат не спецобслуживается в универмаге? Словом, мы разговариваем на разных языках. Существует какая-то предвзятость: аппарат всегда виноват, прямо мальчик для битья. Мы не отказались от этих кур— у нас семьи дома. Поговорите с любым работником горкома, вплоть до технички, и посмотрим, что они вам ответят.

Не знаю, как читатели, а мы посчитали, что в наше время дележки дефицита, невозможности отоварить даже талоны, такие действия можно расценивать только как спецзаказ. Ведь нет же этих пресловутых кур на прилавках, тем более дешевых. И не напрасно все же выбрано это время — обеденный перерыв в магазине. Ведь нетрудно представить, какой поднялся бы ажиотаж у прилавка, где выдавались куры на красные талоны (кстати, даже талоны специальные). Припоминаю, как в этом же магазине люди не пустили и близко к прилавку зам. председателя профкома комбината, когда она со списком фамилий просила выдать наборы для больных людей... В конце концов, не побеспокоился никто в горкоме и о потерянном времени, а ведь была середина рабочего дня.

Можно вспомнить и последнюю конференцию комбината — это было в октябре, шли отчеты и выборы в профсоюзе. Там на вопросы трудящихся отвечали руководители города, в частности т. т. Пивко, Мицкус отрицали наличие спецзаказов для аппарата. Но если они существуют в каких-то других формах — надо все же говорить об этом открыто.

А если честно, то давайте будем называть вещи своими именами. Область прочно посажена на голодный паек. Можно ли в это время работникам горкома партии заказывать себе наборы продуктов, ставших дефицитными? Верно, технички здесь ни при чем, и разве они откажутся от предложенного дефицита? Нет. Как не смогли отказаться инструкторы и зав. отделами (первые руководители об этом мероприятии не знали и в нем не участвовали), дабы... не увеличивать очередь к прилавку. А между тем народный депутат Михаил Бочаров в № 51 журнала «Огонек» говорит: «...И чтобы все обеспечение шло только через труд и его оплату: заработал и купил — и зонтик, и квартиру, и путевку... Ну почему какой-то человек должен получать что-то «в порядке исключения?». Я скажу: были продуктовые заказы членам Верховного Совета к 7 ноября — на 47 рублей. Мне стыдно было брать, я не взял». После этих слов больше и не надо никаких других — так предельно ясна позиция честного человека.    *

О. АНДРЕЕВА.

"Уральский асбест" № 1 (211) от 5 января 1990г.
 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Ураласбест | Просмотров: 62 | Добавил: irinaatanasova | Теги: Листая историю Ураласбеста | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров