13:00 Первый спектакль асбестовский театр показал на складе с рудой | |
Вместились и сцена, и зрительный зал. Кому не приходилось утолять жажду обжигающе холодной водой из родника? Припав к ее живительной, чистой, как хрусталь, струе, человек набирается силы и бодрости, стряхивает усталость. Вот так и родник народного искусства: в далекую глухую пору мрачного безвременья, пробиваясь освежающей струей сквозь вопиющее бескультурье, он совершал чудодейственное пробуждение духовных сил и бодрости в нашем народе. Скудные документы прошлого и немногие дожившие до наших дней свидетели рассказывают, что в начале 1903 года по инициативе бухгалтера и кассира Вознесенского прииска Петра Прокопьевича Шабурова здесь возник драматический кружок имени Ф. Г. Волкова — первого русского актера, основоположника русского театра. Кружок был вначале весьма немногочисленным. В него вошли, главным образом, служащие конторы этого прииска: В. И. Манохин, А. Д. Манохина, А. Е. Абаскалов, А. П. Ушков, Н. П. Шабурова и другие. Руководителем и душой этого кружка до 1907 года был П. П. Шабуров, образованный потому времени человек, живой и общительный. Рабочие любили Петра Прокопьевича за душевную простоту. Среди товарищей по работе и по драмкружку он пользовался большим авторитетом. Петр Прокопьевич умел находить среди простых людей из народа таланты, распознавал их в своем зародыше и, направляя в определенное русло, давал этим дарованиям возможность развиваться. Так, однажды, еще до организации драмкружка, в перезвонах мальчика-звонаря Андрюши Абаскалова, подававшего рабочим сигналы на обеденный перерыв, Петр Прокопьевич уловил нечто похожее на незатейливую музыку. С тех пор он часто прислушивался к этим сигналам и все больше убеждался, что мальчик при помощи простого колокола действительно старается выразить какую-то мелодию. Вскоре Андрюша Абаскалов по настоянию Шабурова стал учеником бухгалтера и быстро обнаружил свои недюжинные способности. Через несколько лет А. Е. Абаскалов стал активным участником только что возникшего драмкружка, способнейшим музыкантом-скрипачом и руководителем самодеятельного струнного оркестра, актером и режиссером, художником-любителем. Когда в 1907 году скончался П. П. Шабуров, Абаскалов стал руководителем и режиссером драматического кружка. Много трудностей встретил драмкружок в своей работе. В те годы на приисках не было не только театра или клуба, но даже и мало-мальски подходящего помещения. Репетиции и читки пьес проходили или в конторе после работы, или у кого-либо из кружковцев на квартире, а в летнее время — и просто на улице. Но вот первый спектакль подготовлен к постановке. Где найти помещение? Где взять декорации, грим, бутафорию? Кто будет гримировать новоявленных артистов? Пришлось пойти к управляющему приисками Малевинскому. Выслушав просьбу руководителя кружка П. П. Шабурова, управляющий разрешил в качестве зрительного зала использовать склад, что находился около сортировки, среди отвалов асбестовой пыли — «Карпат», как называли их рабочие. «Зрительный зал» представлял собой продолговатое помещение. Одна часть его была занята запасами асбестовой руды, а в другой обычно хранился упакованный в мешках 'асбест, который на этот раз, к счастью кружковцев, был весь отправлен потребителям. На этом месте устроили временную сцену и установили декорации. Вот в этом-то импровизированном «театре» среди «Карпат» в четверг, 10 апреля 1903 года, как повествует сохранившаяся афиша, и состоялся первый спектакль драматического кружка имени Ф. Г. Волкова. Поставлены были «Женитьба» Н. В. Гоголя и «Не зная броду, не суйся в воду» Д. Мансфельда. Артистов вовсе не смущало, что помещение мало приспособлено для театра, что на зрителях была пыльная рабочая одежда, что большинство их разместилось прямо на кучах руды. Почти все рабочие пришли прямо из разреза и сортировки... Но даже это неприспособленное помещение склада не всегда можно было использовать под театр: оно не отапливалось, редко бывало свободным от асбеста. В этих случаях кружковцы ставили свои спектакли прямо в казармах, где жили рабочие. На общих нарах освобождалось место для сцены, вместо декораций вывешивались занавески. Зрители располагались где придется. Лишь в 1913 году открылся небольшой клуб Вознесенского прииска. Здесь и начал выступать драматический кружок под руководством А. Е. Абаскалова. Но, разумеется, клуб не мог обслуживать широкие массы рабочих, и основное население приисков продолжало пребывать в темноте и невежестве.
П. Никитин, Н. Рубцов,
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |