13:40
Мой отец не вернулся с фронта
Самое страшное на Земле - война: потеря близких, родных, слезы и страдания.

Прошло столько  лет, но в памяти детей, чьи отцы погибли в Великую Отечественную войну, живы воспоминания.

Нашу семью тоже не обошло горе - отец, Василий Денисов, погиб в этой войне.

Семья была немалая - семь человек, из них детей - пятеро. Когда началась война, мне было десять лет. Младшая Нина родилась 8 июня 1941 года. Сестре Шуре - семь лет, брату - пять лет, а сестре Ире - три года.

Отца в июле 1941 года обязали явиться в военкомат. Мать была в отчаянии, ведь прошло пятнадцать дней, как родился пятый ребенок в семье. Она взяла повестку, отец тогда был на работе, и побежала в военкомат упрашивать, чтобы хоть временно отсрочить призыв главы семейства на фронт.

В военкомате проявили понимание и милосердие. Отец приходит с работы, как я помню, а мама говорит ему, что никуда не поедет - дома письменная отсрочка.

Пока отец находился дома, успели сена заготовить для коровы. У нас в Асбесте была небольшая половина дома, огород, хозяйство. Мать - домохозяйка. Отец -кузнец, это была востребованная в то время профессия. Он был хороший профессионал в своей кузне, которая находилась на Тракторной базе. За трудовые успехи в 1937 году ему даже дали путевку на слет стахановцев в Москву.

В семье царили доброта и трудолюбие. Отец нас очень любил. Особенно ждал, когда будет сын, и в 1936 году родился Евгений.

У отца было девять сестер и три брата. Дед Матвей из деревни Гусе-во приезжал к нам в Асбест на месяц и нянчился с братом Женей. Мама с уважением относилась к свекру. Домой Он уезжал довольный, с обновками, которые мама деду шила.

Мать была строгой, но ее строгость была дисциплинарного характера. Отец был к нам очень добр. Всегда с нетерпением ждали его с работы. Мог он играть с нами, как ребенок. Отец и мать были безотказные на помощь людям.

Вспоминая свое детство до войны, скажу, что оно было довольно радостным. Бывало, к нам в гости приходили соседи Елькины, Гусевы. Приходили как на концерт. Отец на гармони играл, а мы плясали, как умели. Семья наша была гостеприимной. Мама пироги пекла, всех гостей угостит и домой им соберет гостинцы.

До войны жизнь текла размеренно, знай, трудись да делай добрые дела. Родители и нас к труду приучали своим примером, к милосердию, честности, как верным спутникам жизни. Они были примером доброты и любви друг к другу. Безбедное и доброе, веселое детство наше закончилось с началом войны.

16 декабря 1941 года похоронили сестру - умерла от воспаления легких, ей было три года. А 31 декабря 1941 года на вокзале провожали отца на фронт. Было очень холодно. Попрощались, отец вскочил на ступеньки вагона, помахал рукой. Этот эпизод всю жизнь помню. Расставание с отцом для нас, четверых детей, было очень горьким. Разлуку с отцом сильно переживал мой брат Женя. Он очень страдал, по ночам ревел, но в свои пять лет все лучшее, что было в отце, он сохранить в себе сумел на всю жизнь.

Таких отцов, каким был наш, очень жаль терять. Я, как старшая, почувствовала, что надо быть ответственной и помощницей матери. И стала опорой в семье.

В марте 1942 года мама уехала в Красноуфимск к отцу, там новобранцев готовили на фронт. Провела там две недели. Все хозяйство - корова и дети - на мне. Бабушка с сестрой десятимесячной нянчилась. Я быстро стала взрослой: утром надо подоить корову, все управить и пойти в школу. Днем детей кормила бабушка. Так две недели горячей поры еще больше закалили меня к трудолюбию и большей ответственности к любому делу.

Мать была довольна, когда приехала, и моей работой, и что повидалась с мужем. Стряпала, кормила отца. Папа за две недели, пока ждал отправки на фронт, поправился, так рассказывала мама. Этими двухнедельными воспоминаниями мать прожила всю оставшуюся жизнь, воспитывая нас одна.

Приближалось лето 1942 года, а значит, впереди - заготовка сена для кормилицы нашей - коровы. В огороде начинало расти все. Питались благодаря хозяйству нормально. По меркам того времени даже хорошо.

Слушали радио, ждали писем от отца. Мать молилась и нас на молитву ставила. Получали письма с фронта на Калининском направлении. Письма хранятся в семейном архиве до сих пор.

В них отец давал нам наказ, чтобы слушались и помогали маме. Наказ и маме - кормить и не давать нас в обиду.

Сентябрь 1942 года был для нас страшным месяцем, особенно 10-е число. Отец лежал на поле боя, раненый осколком мины. Самым трудным душевным страданием стала "похоронка" на отца. Я шла из школы, а соседка тетя Дуня Ланских, увидев меня, сообщила о "похоронке".

Собрались у нас дома соседки, и мать, конечно, со слезами и причитаниями душу свою изливала. Отцу было 33 года, а нас четверо - от года до одиннадцати лет.

Хотелось узнать судьбу отца,написали запрос. Пришел ответ 24.11.42 года. В нем сообщалось - ранен Василий Денисов 5 сентября 1942 года в девять часов утра осколком от мины в левую лопатку. Осколок проник в область грудной клетки и в правое предплечье. В госпиталь поступил в одиннадцать часов вечера 10 сентября в очень тяжелом состоянии, 17 сентября в полночь умер. Так ответил старший военный фельдшер воинской части №444. Началась наша горькая жизнь без отца.

Утрата не прошла для матери бесследно - лишилась постепенно слуха, на руках - нас четверо. Работы - много, мало времени на сон оставалось тогда. В работе горе забывалось, но сердце мучила тоска.

Наверное, в подушку мама немало выплакала слез. Но ей нельзя было показывать нам своего бессилия, она заглушала в себе эту боль, как могла.

В четырнадцать лет я научилась косить траву. Покосы вдовам давали, что похуже, да в болоте. У нас покос был узкий и очень длинный. Маленькая полянка, чтобы посушить траву и рядом - лес. Вот и собирали по навильнику до кучи.

Я очень боялась змей, ростом была маленькая, а надевала отцовские кирзовые сапоги. Очень трудно было на носилках траву из болота вытаскивать, но как по-другому? Однако, когда копна с воз сена образуется, тогда и радость. А таких для коровы надо было двенадцать заготовить на зиму. Корова Пестря давала много молока, на ней, порой, и сено возили.

Работали не только для себя. Надо было и государству помогать. Сдавали молоко и масло. Мама шила для солдат фуфайки, а я ей помогала.

Скорбь по отцу после Победы еще больше усилилась. Государство на детей из семей погибших отцов внимания не обращало. За отца получали пособие на булку хлеба. Труднее стало, когда хлебные карточки отменили. Корова и огород по-прежнему выручали. Матери приходилось ездить в деревню менять одежду на продукты.

В семье работающих не было. Наша работа заключалась в том, чтобы продать то, что выросло на огороде, что корова даст. Я приходила из школы, на коромысло - ведра, и - на базар. Молоко в бидончике трехлитровом носила в бараки, что на улице Мопра стояли. Продавать ходили не от излишек, а от себя отделяли. Деньги нужны были на одежду и обувь.

 ... Тридцать лет мы, дети, мечтали побывать на могиле отца. Писали в школу, что в Калининской области в деревне - Старое. Ответила учительница, написала, что наш отец в братской могиле похоронен, дала адрес и сообщила, как добраться.

9 мая 1972 года побывали на месте, где отец нашел свой последний приют. Было нас восемь человек. Добирались с трудом - дороги плохие, но нас местные встретили, проводили до братской  могилы. Это памятник павшим и две братские могилы на 450 погибших. Когда подходили  к этому месту, все клокотало внутри, казалось, сердце вырвется. Взоры наши устремились к одному месту, откуда мать и взяла землицы.

Был митинг в честь Дня Победы, собралось немало жителей. Всех постарались угостить, на подносе к памятнику положили конфеты. Еще набрали ситцу, отрывали, раздавали куски ткани.

Пригласили нас в дом. Хозяйка, Раиса Васильевна, очень доброжелательно приняла. Были представители из парткома, из школы. Накрыли стол, как могли, да хозяйка угощения поставила. Секретарь парткома подтвердил, что Денисов Василий Матвеевич захоронен в этой братской могиле. Помянули и отца, и всех погибших, что отдали свою жизнь во имя спасения Родины.

Время идет стремительно. Больше сорока лет прошло, как посетили могилу отца. Хотели еще съездить, но не получилось. А в памяти все воспоминания живы, в семейном альбоме хранятся фотоснимки.

Мать сумела одна всех нас поднять и вывести в люди, и не было ей стыдно за нас. Мы шли по стопам отца и матери, от которых и унаследовали все лучшее.

Валентина ГРОЗНЫХ (ДЕНИСОВА),



Декабрь 1941 года. Семья ДЕНИСОВЫХ перед отправкой Василия ДЕНИСОВА
(второй слева) на фронт.
 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 80 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров