12:30 История храмов и приходов на реке Рефт. 8 | |
(Продолжение) В переписи 1710 г зафиксирована деревня Рудакова. Краевед и журналист Афанасьев А.А. в своей книге о Сухоложье, перечисляя первые поселения этой территории и в их числе Рудянскую, не увязывает это позднее название с названием, приведенным Иваном Томиловым. А.Г. Мосин, называя прежние имена деревень и отношение их к приходам Камышловского уезда также приводит только одну вариацию -д.Рудянка. Учитывая схожесть топонимов (Рудакова - Рудянка) можно предположить трансформацию названия от антропонима в сегодняшнее. Иначе было бы не понятно, почему деревня имеет такое «геологическое» имя в начале 18-го века, если руду в сухоложье нашли только в конце этого же века. Причем и этимология фамилии Рудаков вероятней всего исходит от древнего «руда» (кровь) или производного от него «рудой» (красный, рыжий) - см. толковый словарь Даля. Деревня Рудакова была не маленькая по тем временам - 30 дворов и раствориться без следа не могла. Как выяснили выше, имела она и еще одно название в конце 19-го - начале 20-го века - дер. Рогалева. Село Рудянское находится в 2-х с половиной километрах от Рефта, восточнее точки его впадения в Пышму. В составе Курьинской волости Рудянка относилась к Знаменскому сельскому обществу (зафиксировано в 1850 и в 1858 годах). Знаменскому же приходу принадлежала деревня в 1822 г и позднее, до открытия своего храма. В настоящее время Рудянский сельский совет в составе городского округа Сухой Лог (ранее, в составе Сухоложского района). Ныне, кроме самого села, других сельских территорий к данному сельскому совету не отнесено. По отдельным данным к этому сельсовету были отнесены лесные кордоны по реке Рефт (Кирилловский, Рудный), существовавшие до затопления водохранилища и устройства золоотвалов. В Рудянском до революции было налажено кожевенное производство. Своя церковь села Рудянское каменная, однопрестольная , была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1901 году. Дату необходимо уточнить, т.к. представленный на форуме сайта «Источники» список, ссылающийся в свою очередь на книгу "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (Екатеринбург, 1902 г), числит Рудянскую за Знаменским приходом. После открытия церкви, очевидно, она относилась к 3-му благочинию Камышловского уезда, т.к. к нему, по состоянию на 1902 г., были прикреплены все церкви данного района. О поселениях, которые возможно входили в Рудянский приход по его образованию, можно сказать следующее. Лесные кордоны, в частности Кирилловский, в тридцатые годы существовали точно. Поскольку они были приписаны к данному сельскому совету, т.е. имели с ним административную и хозяйственную связь, то можно смело отнести их к составу прихода храма Покрова, до его закрытия, разумеется. Не известно время появления близлежащего поселения Глядены. В 1902г этот населенный пункт еще не фигурирует в списках приходов. Кроме того, к Покровской церкви, после закрытия Знаменской церкви в 1930 г, отошел, очевидно, и ее приход. В 1922г, при изъятии властями церковных ценностей из Покровской церкви, оных было учтено 10 фунтов 7 золотников в виде серебра (4 кг) .В 1934 г исполком запретил данному храму колокольный звон. Закрыт он был в 1937 г. До закрытия Покровская церковь придерживалась сергиевской ориентации. Из прежних церковнослужителей кое-что известно лишь о двух. Священник села Рудянка (так в источнике.-авт.) Сухоложского района Горяев Алексей Палладьевич, 1880 г.р., приговорен 27 октября 1936 г. к трем годам лагерей[20], очевидно, по политической статье. Пока можно сказать о биографии этого священника следующее. В Поварненского села Николаевской церкви в 1882 и1899 годах служил псаломщиком, а затем диаконом, Палладий Петрович Гаряев, окончивший низшее отделение Далматовского училища в1862 г. Учитывая редкое имя, можно уверено сказать - отец Александра Горяева. Разница в одной букве фамилий нас не смутят. В этом же году в Новопышминского села Михаило-Архангельской церкви служил дьяконом Александр Гаряев. Думаю, что священник Рудянской церкви и упомянутый дьякон - одно и тоже лицо. Кроме того, в Градо-Екатеринбургском кафедральном Богоявленском соборе диаконом на псаломщицкой вакансии служил в это же время Павел Палладьевич Гаряев - очевидно, брат Александра Палладьевича. В Петропавловской церкви Талицкого завода зафиксирован в 1882 г. заштатный диакон Евангел Константантинович Гаряев, 73 л -возможно родственник выше названных. .В отчете уполномоченного Совета по делам религии фигурирует священник Гаряев (имя, отчество, к сожалению, не указано), настоятель церкви в селе Бруснятское Белоярского района. Он по призыву председателя сельсовета Брусницина мобилизовал осенью 1946 года прихожан на уборку урожая, и сам участвовал в молотьбе. Бачинин Сергей Михайлович, 1890 г.р., священник церкви села Рудянского Сухоложского района, приговорен 13 октября 1937 г. к десяти годам лагерей . Других сведений о нем нет. Храм возвращен верующим в 1991 г. и в настоящее время действует Продолжение следует. Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт. 2008г. | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |