13:30
История храмов и приходов на реке Рефт. 16
(Продолжение)
Часть 8 (2)

Следует сказать, что со стороны Владимира Николаевича Хуторного предоставление помещения под церковь - это показатель его гражданского мужества и мудрости.

Это сейчас церкви открывают и в институтах и в тюрьмах. А в 1991 году все было размыто. Открыть церковь в стенах государственного специального учебного заведения -в то время это был очень мужской поступок, и вряд ли его тогда понимали все коллеги.

Как потом выяснилось, было в этом и указание перста Божьего. Художник Михаил Щрилев вспоминал потом, (это было напечатано в местной газете), что когда они оформляли помещение (первоначально там планировали разместить конференц-зал) он увидел, что декоративные щиты, закрывшие потолок, образовали правильный крест. « Церковь здесь должна быть ...», непроизвольно вырвалось у художника. И через небольшое время это исполнилось.

Теперь нужно было получить благословение правящего архиерея. Это оказалось не просто. Архиепископ Мелхиседек редко проводил прием, попасть к нему было сложно. Нам так казалось. На самом деле, я думаю теперь, это было испытание наших намерений.

Владыка каждое воскресение вечером служил акафист в церкви на Елизавете у раки с мощами преподобного Симеона Верхотурского (они тогда находились там после их обретения из поругания). У Людмилы Бердюгиной появилась мысль - приехать туда, дождаться владыку и после акафиста всем приходом просить его благословения на открытие церкви. Так и сделали. Собрались в храме кто с утра, а кто еще с субботнего вечера. Архиепископ читал акафист с умилением, со слезами. Но когда мы на выходе подошли к нему со своей просьбой, ответил резко, даже криком, не до конца выслушав: « Храм строить. А один кирпич сейчас сколько стоит знаете?». Цены тогда действительно росли в разы каждый день. Уверен, владыка испытывал нас.

В смятении отправились домой ночным автобусом. Приехали в двенадцатом часу ночи. А Бердюгины уже следующим утром, пятичасовым автобусом, отправились обратно в Екатеринбург, в епархиальное управление. И все благополучно разрешилось -владыка оказался на месте, благожелательно проговорил с ними часа два, приход наш благословил да и, как потом оказалось, благословил Николая Ивановича готовиться на священнослужение. Здесь же владыка дал и название нашему храму - во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова. «Мне нужен такой храм», сказал архиепископ. Это было в 1992 году, в январе, между Рождеством и Крещением, на святочной неделе.

21 мая в СПТУ состоялось собрание православных верующих. Затем отец Павел в помещении храма отслужил водосвятный молебен. Это было первое богослужение в стенах церкви. Строго говоря, это молебенное помещение нужно называть молитвенным домом (в документах епархии последнего времени оно так и называется). Но даже в словаре Даля: « У нас церковь отличается от молитвенного дома освящением престола, заменяемого в походной переносной церкви антиминсом». Т.е., да, молитвенный дом - но все равно церковь.

С этого времени в деятельности прихода стал активно участвовать А.И.Игонин. Его заслуги в становлении прихода трудно переоценить. Только он в приходе знал и понимал церковное устройство и порядок богослужений. Под его руководством в короткий срок был сооружен и расписан алтарь. Все работы по дереву проводил столяр Шилин Александр Лаврентьевич, а роспись алтаря осуществил художник Михаил Щрилев. Все было сделано с большой любовью, вкусом и в соответствии с церковными канонами. Не было средств на заводские подсвечники - и Лаврентьевич сделал прекрасные деревянные. Помнится, деревянным было даже паникадило (люстра). В общем, все разрешилось чудесным образом и Божьей помощью.

Первая литургия в стенах нового храма состоялась 1 июля 1992 года, в среду. Служил литургию также иерей Павел Алабушев. К тому времени алтарь еще не был готов и Александр Игонин придумал, как найти выход из положения. Алтарной стеной послужили все те же потолочные щиты, оставшиеся от ремонта. Корреспондент газеты «Уральский рабочий» А.Чечулин (уже упоминавшийся мной) в номере от 4 июля 1992 года поместил заметку об этом событии под названием «Приют верующих». Отец Павел за лето-осень 1992 провел в рефтинском храме несколько крещений, каждый раз одновременно крестилось несколько десятков человек.

Нужно заметить, что рефтинский храм - это второй домовой (то есть, не отдельностоящий) храм в Екатеринбургской епархии в новое время.. Сейчас, конечно, таких уже много. А первый - это домовой храм в архиерейском доме. Вообще, приходов тогда в Свердловской области было 70-80, сейчас - несколько сотен.

Параллельно с обустройством церкви производилось юридическое оформление документов прихода. Еще существовал Комитет по делам религии при Свердловском облисполкоме. Оказалось, что кандидатуру председателя приходского совета должен утвердить правящий архиерей. В октябре 1992 года архиепископ Мелхиседек утвердил по представлению приходского собрания на эту должность кандидатуру автора этой статьи.

Продолжение следует.

Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт.  2008г.



Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 70 | Добавил: drug6307 | Теги: История храмов на Рефту | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров