13:30
История храмов и приходов на реке Рефт. 13
(Продолжение)
Часть 7 (1)

Теперь в своем пространственно-временном путешествии поднимемся ближе к истокам реки, в район асбестовых приисков, в конец 19-го века.

«Проскочив» мимо поселка Золоторуда, кроме того , что было о нем сказано, добавим следующее.На карте Екатеринбургского уезда 1908 года показана дорога от села Ирбитские Вершины до места расположения упомянутого поселка. Это является косвенным подтверждением его дореволюционного происхождения. Что касается названия, то оно подозрительно созвучно названию треста “Уральская Золоторуда”, существовавшему в 20-е годы 20-го века и опекавшему старателей. Возможно, его структуры присутствовали в поселке, что и закрепило за последним урезанное название треста (т.е. до этого он мог именоваться и по другому).

Аборигены края указывают на то, что ранее в этом поселке существовал конезавод или конеферма. Возможно, это было конехозяйство близлежащего Черемшанского угледобывающего предприятия. Уголь возле деревни Черемшанки (км 3 до п.Золоторуда) нашли в 1912 году и разрабатывали в течении 50 лет. Особенно первые десятилетия основной тягловой силой угольщиков были лошади. Поселок Золото более пригоден для их содержания - выгон, водопой и т.д.

В конце 19-го - начале 20-го века единого населенного пункта в районе нынешнего города Асбеста не существовало. Вокруг рудных забоев, вплотную к ним, образовывалась жилая зона из землянок, бараков. Название поселения - Куделька, возможно и обозначало на бытовом уровне комплекс рудниковых поселений, но административной единицей не являлось. Отсутствовало это поселение и в перечне приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. В официальных и неофициальных источниках для обозначения территории использовались наименования «асбестовые копи в Екатеринбургском уезде», «асбестовые рудники г-на ...». Сами прииски находились на государственных землях Монетной и Каменной казенных дач в Екатеринбургском уезде.

В одном из источников приводится первое название этого населенного пункта - село Асбестовые рудники. Теоретически это «звание» могло быть получено начиная с 1915 г, когда в поселении появилась своя церковь. Сомнение в существовании такого административно-территориального образования имеется в связи с тем, что Советы рабочих депутатов в 1917 году создавались на рудниках, а не в селе. Например, в апреле 1917 г был избран Совет рабочих депутатов Вознесенского прииска.

В 1921 г. образована Асбестовская волость Екатеринбургского уезда с управляющим органом - волисполком. В 1923 году Асбестовский волисполком преобразован в рабоче-поселковый Совет с подчинением вновь организованному Белоярскому райисполкому. 27 августа 1928 г. Асбестовский рабоче-поселковый Совет постановлением ВЦИК РСФСР передан в подчинение Свердловскому окрисполкому.

20 июня 1933 г. знаменательная для асбестовцев дата. В этот день Постановлением Президиума ВЦИК рабочий поселок Асбест преобразован в город того же названия с непосредственным подчинением Уралоблисполкому.

До 1996 года в состав г.Асбеста входили и рабочие поселки Малышева и Рефтинский.

В книге протоиерея Валерия Лавринова «Екатеринбургская епархия. События. Люди.Храмы» упоминается, что на асбестовых рудниках действовала до 1916 года походная однопрестольная Казанская церковь, освященная в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Сведения о первой дореволюционной церкви скудны и разрозненны. Что-то почерпнем из книги асбестовского писателя А.И.Чечулина. Он, правда, подает материал с атеистическим уклоном, но чем богаты, тем и рады. Отбросив иронию А.И.Чечулина, в сухом осадке получим следующее.

Алексей Иванович в одном из сюжетов упоминает о совершенном на приисках литургии (в тексте сказано «молебне», но затем говорится о причастии) в честь 300-летия дома Романовых. Поскольку это празднование относится к 1913 году, то косвенно подтверждается использование на рудниках походной Казанской церкви.

Инициативу по сооружению капитальной церкви проявили хозяева приисков. Был создан специальный комитет, который в кратчайшее время присмотрел сухое каменистое место для храма и направил прошение епископу Екатеринбургскому Митрофану (Афонскому), в котором была просьба разрешить строительство храма и начать кружечный сбор пожертвований. Это было в апреле 1913 года. Уже в мае этого же года благочинный Николай Топорков прислал разрешение духовной консистории.

От себя добавим, что речь, видимо, идет о священнике Николае Васильевиче Топоркове, который в 1899г служил в Логиновского села Тихоновской церкви, а к 1913 году вырос, очевидно, до благочинного. Если это так, тогда прииски были отнесены к 5-му благочинническому округу Екатеринбургского уезда, куда входили села, сегодня административно относимые к Белоярскому району.

Быстро был разработан и утвержден проект храма. Открытие церкви было запланировано на август 1914 г. Колокола были заказаны на Канавинском заводе г-на Привалова в Нижнем Новгороде. На освящение храма был (не понятно почему) приглашен настоятель Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора. Открытию церкви помешала война, отодвинувшая срок на целый год.

Продолжение следует.

Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт.  2008г.




В июне 1913 года был утвержден типовой проект деревянной походной церкви. По проекту, церковь восьмигранная, с колокольней, в здании три печки в железных кожухах с герметичными топками, вентиляторами и душниками; окна с двойными рамами, форточками, между рамами металлические решетки. Фундамент здания из камня с продухами из кирпича. Под полом кладовая, выложенная кирпичом.
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 85 | Добавил: drug6307 | Теги: История храмов на Рефту | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров