13:00
Баллада о ленинских письмах. 2.
Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».

Предыдущие главы

12 декабря 1921 года Президиум ВСНХ утвердил положение о государственном объединении асбестовых предприятий. Уже через четыре недели приступило к работе правление треста Ураласбест, возглавляемое Александром Давыдовичем Ильиным. В Ураласбест вошли рудники Баженовского, Невьянского и Режевского районов и асбокартонная фабрика на реке Пышме.

Что же стало с Алапаевским рудником? Почему его нет в составе треста?

Обратимся снова к тетради Никитина.

«Остается в памяти смешанное чувство горечи и страха перед нэпом. Дело в том, что просочился слух: скоро на рудники приедут иностранные буржуи и покажут нам кузькину мать. Слух не подтвердился, и ни одного живого капиталиста я не увидел.

Только в семидесятых годах узнал я подоплеку тех слухов. Оказывается, после X съезда партии в Екатеринбургском губкоме РКП(б) был составлен список предприятий, предназначенных к сдаче в концессию зарубежным капиталистам. Значились в нем и Баженовские рудники. Этот факт вызвал протест асбестовских большевиков. А. Д. Ильин доказывал, что отдавать в чужие руки уникальное месторождение, которое в скором будущем составит гордость и славу России, значило бы подвергнуть опасности национальное достояние.

— Да, капиталисты доставят новую технику,— соглашался Давыдыч.— Да, она будет работать эффективно. Но они не пожалеют нашу землю, выберут из нее все безжалостно и угробят месторождение. Давайте искать другой вариант.

Особая комиссия, которую возглавил член губ-кома партии И. С. Семериков, тщательно взвесила все «за» и «против». Поскольку доводы Ильина и его товарищей оказались убедительными, губком пересмотрел уже решенный вопрос. Кстати, Иван Семенович Семериков, в прошлом рабочий Балтийского завода, вожак большевиков Верхней Туры, а в будущем член ЦИКа на протяжении многих лет, горячо поддержал Давыдыча и предложил в концессию другой, небольшой рудник — Алапаев-ский, дававший в год около 40 тысяч пудов асбеста».

Вот почему среди предприятий треста Ураласбест не оказалось Алапаевского рудника, вернулся он в государственную систему лишь в 1930 году.

А история первой иностранной концессии в РСФСР такова.

Весь 1921 год В. И. Ленин был озабочен вопросом о привлечении в народное хозяйство иностранного капитала, считая это необходимым в условиях разрухи. В своих выступлениях Ильич разъяснял, что государственный капитализм, каковым он полагает концессии, нам не страшен, поскольку мы держим в руках все предприятия и сами точно и строго взвешиваем, какие из них и на каких условиях отдать иностранцам.

К сдаче в концессию предполагались нефтяные промыслы Грозного и Баку, шахты Донбасса, лесные разработки Севера, асбестовые рудники Урала... Но этому мешали многие факторы. Так, англоголландская компания хотела получить лучшие нефтеносные площади в Грозном, оставленные для государственной добычи. Совершенно неприемлемое предложение по эксплуатации Донбасса выдвинули немецкие фирмы.

В докладе на собрании партработников Москвы и Московской губернии 9 апреля Владимир Ильич с горечью заметил: «Мы усиленно стремимся заключать концессии, но, к сожалению, до сих пор ни одной не заключили»

( Продолжение следует.)

А. Чечулин  "Асбест" 1985 г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 190 | Добавил: drug6307 | Теги: Чечулин Асбест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров