13:00
Асбест. Жизнь и судьба. Уполномоченный по делам народного образования — А.Н. Попов
Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.

Уполномоченный по делам народного образования — А.Н. Попов.

В 1923 году начинает создаваться руководящая коллегия волости. Без особого разрешения Уездного отдела народного образования было запрещено принимать, переводить или увольнять работников просвещения. Из Уездного отдела шли всевозможные Постановления, Циркуляры, Положения на Асбестовые рудники в волостной отдел народного образования, которые доводились до сведения школьных работников через делопроизводителя наробраза Николая Ивановича Дубленных. На основании Постановления Екатеринбургского Губисполкома все народные театры, за исключением кино, переходили в распоряжение отдела народного образования, поэтому в правлении клубов, изб-читален и библиотечных советов на должность ответственных за политико-просветительскую работу выдвигали учителей. С июня в школах I, II ступени была введена плата за обучение. От уплаты освобождались дети красноармейцев, командующего и политического состава Армии и Флота, инвалидов империалистической войны, дети рабочих и крестьян, работников просвещения, круглые сироты.

В те годы на Асбестовых рудниках работали 26 педагогов, они обучали 390 учащихся. Не хватало учебников, не было единых программ. Уездный отдел народного образования выделил Асбестовским школам в двадцать третьем году один учебник как образец и руководство для учителей. На школьном совете А.В. Кучина, заведующая семилетней школой, собрала коллектив учителей и познакомила с этим пособием. Учителя по очереди пользовались учебником. На основании Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР, все школы и детский дом были переданы органам Наркомпроса, педагогический персонал поставлен на госбюджет, а учреждения переведены на местный бюджет.

В ноябре на объединенном заседании волисполкома, Союза работников просвещения и комитета РКП/б был избран уполномоченный по народному образованию. Им стал Автоном Николаевич Попов, заместитель председателя волисполкома, член президиума. Должность была совмещенной с основной работой и оплачивалась по совместительству.

А.Н. Попову было тридцать три года. Он приехал из Режевской волости и на Асбестовых рудниках много лет работал счетоводом. Прежде всего, он постарался обеспечить школы и детский дом книгами, ездил в Екатеринбург за жалованием и пособиями для учителей. Установил обязательную ежемесячную отчетность о рабочей нагрузке, о наполняемости классов и количестве отработанных дней. Под его руководством на рудниках прошел месячник «Помощь школе!». На общем собрании трудящихся А.Н. Попов рассказал о нуждах и задачах школы, предложил составить план помощи народному образованию, согласно которому кооператив брал шефство над школами. На средства, вырученные от спектаклей, закупали учебники для школ и детского дома. По инициативе А.Н. Попова были выделены участки земли под школьные огороды. Все население выходило на субботники: корчевали пни, на лошадях завозили торф с Кудельного болота. На каждом собрании Автоном Николаевич упорно ставил вопрос о строительстве школ на рудниках, поскольку дети занимались в неприспособленных зданиях, в бывших пекарнях и в казармах. Неоднократно А.Н. Попов обращался в трест. Наконец, была создана специальная комиссия по постройке новой школы, в которую вошли 7 человек; среди них: А.Н. Попов, управляющий округом Г.Е. Быков, инженер Захваткин, Андрей Евдокимович Абаскалов и другие. Проект обсуждался среди учителей, учащихся и родителей. Школу строили местными силами, все сдавали в фонд строительства деньги, кто сколько мог. Среди учителей для сбора пожертвований были избраны кружечники. Автоном Николаевич следил за ходом строительства. Не было дня, чтобы он не поинтересовался, как идут дела на строительстве школы. Забот у заведующего отделом народного образования было «хоть отбавляй». Все делалось впервые. А.Н. Попов частенько обращался за советом к Ф.И. Аввакумовой и А.В. Кучиной. В двадцать третьем году была впервые проведена аттестация учителей уездной проверочной комиссией. Учителям, имеющим высшее образование, А.Г. Поповой, В.Л. Закожурниковой, А.И. Поселяниновой, комиссия присвоила первую категорию. Учителям начальных классов Ф.И. Аввакумовой, М.А. Свининниковой, А.Л. Кухцинской, Ю.Г. Будриной — вторую. Несколько учителей попало под сокращение, среди них: Н.П. Шабурова, А.М. Минина. Условия работы в школе были тяжелыми: на одного учителя в классе приходилось от 40 до 50 учащихся в первых группах школы 1 и 2 ступени (классы назывались группами). У М.А. Свининниковой, на Октябрьском участке, в группе 1 «а», было 59 учеников. У М.В. Трясучкиной в группе 2 «а» — 49. Были и такие группы, в которых количество учащихся доходило до 65, особенно, в 1 и 2-й группах, а в 3,4,5,6 — количество не превышало 10-16 человек. В основном учились мальчики, девочек родители неохотно пускали в школу, оставляли дома помочь по хозяйству, нянчиться с детьми. Во многих семьях на Асбестовых рудниках было от 5 до 11 детей.

До двадцать третьего года учителя не получали зарплату за заведование школой, оплачивались только проведенные уроки. Не хватало учителей предметников. Анфиса Владимировна Кучина вела уроки алгебры, геометрии, арифметики, химии, литературы, кристаллографии, русского языка, черчения, ручного труда (рукоделие). А.Г. Жернакова преподавала физику, историю, политграмоту, французский язык, рисование, лепку.

В ведении отдела народного образования находились школы семилетка и четырехлетка, детский дом, два театра «Пролетновь» и театр имени Я.М. Свердлова на Пролетарском руднике, четыре избы-читальни, открытые в казармах, школа ликбеза с пятью группами, школа ФЗУ, библиотека, читальня, которой заведовала Н.П. Шабурова.

Автоном Николаевич Попов был хорошим организатором, многие учителя отмечали его удивительное умение вникать в самую суть дела образования, предъявлять школьным работникам главные, определяющие требования. При нем были введены 2-х месячные отпуска школьным работникам, один из них — на переподготовку, другой — на отдых. А.Н. Попов добился права для всех работников просвещения подписаться на второй хлебный заем в счет жалования.

А.Н. Попов принимал активное участие во всех заседаниях школьного педагогического совета, которые проходили в профтехшколе под руководством А.В. Кучиной. В этом же здании находясь школа семилетка. Он участвовал в пролетарских крестинах выступал на общих собраниях читателей, интересовался состоянием воспитательной работы и обеспечением обитателей детского дома одеждой и обувью. По просьбе Фаины Игнатьевны Аввакумовой направил инструктора по спорту для проведения регулярных занятий в детском доме. Когда закрыли школу при детском доме, он помог разместить всех старших детей в школу фЗУ. Благодаря А.Н. Попову вопросы образования часто обсуждались на заседаниях поссовета, на собраниях трудящихся. Народ его знал и уважал. Не случайно одна из улиц на Асбестовых рудниках по инициативе учителей была названа его именем — улица А.Н. Попова.

Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.




Школа-семилетка. 1927
 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 170 | Добавил: drug6307 | Теги: Книга Амосовой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров