13:00 Асбест. Жизнь и судьба. Таланты рождала провинция | |
Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой. Таланты рождала провинция Петр Прокопьевич Шабуров прожил на Асбестовых приисках шестнадцать лет. В 1891 году он начинал на Вознесенском прииске служащим конторы, потом стал кассиром, бухгалтером, главным бухгалтером. В памяти старожилов он остался как руководитель драматического кружка, режиссер-постановщик спектаклей, прекрасный организатор, объединивший местную интеллигенцию. Петр Прокопьевич стоял у истоков развития культуры и театрального искусства в Кудельке, в этом таежном приисковом поселке, далеком от культурных центров страны. В 2003 году исполнилось сто лет со дня основания драматического кружка имени первого актера России — Федора Волкова, которым после смерти П.П. Шабурова, руководил его воспитанник А.Е. Абаскалов. К сожалению, сегодняшнее поколение асбестовцев мало что знает о П.П. Шабурове, он не оставил нам ни дневников, ни воспоминаний. Воспоминания Натальи Прокопьевны Шабуровой, его младшей сестры, пережившей брата почти на шестьдесят лет, записи, сделанные мною в разные годы во время встреч с художником Владимиром Андреевичем Абаскаловым, исследовательская работа в фондах музеев — из всего этого сложился образ замечательного человека, внесшего свой вклад в развитие культуры на асбестовых приисках. Петр Прокопьевич, старший сын в семье Шабуровых, родился в 1875 году в Екатеринбурге. Родители — Прокопий Андреевич и Татьяна Ивановна были православные. Трудолюбие, воля, авторитет отца были для сына законом. Он рос честным и умным мальчиком, не знающим лжи и лицемерия. С детства Петр любил с отцом бродить по лесу, встречать рассветы, наблюдать за жизнью растений и животных. На совершеннолетие Прокопий Андреевич подарил сыну охотничье ружье и собаку. С тех пор Петр часто проводил время в лесу с местными охотниками. По возвращению домой он забавлял родных веселыми охотничьими рассказами. Петр очень любил сестру, заботился о ней. Летом и зимой гулял с девочкой по двору, катал на саночках. Она росла тоненькой и хрупкой, часто болела. В семье ее оберегали. Петр провожал сестру в школу, потом шел в училище и обязательно встречал ее после окончания занятий. Дома они затевали игры, что-то вместе мастерили, рисовали, пели, сочиняли, читали вслух. Придумывали разные забавные сценки. Их зрителями были куклы, домашние животные, родители и родственники, приходившие в гости на праздники и дни рождения. Петр был организатором домашних спектаклей; обладая красивым голосом, пел для сестры, придумывал себе костюмы, устраивал импровизированные сценки, делал занавес из штор, рисовал билеты. Соседским детям нравились такие праздники у Шабуровых. Зрители одаривали юного артиста аплодисментами и подарками. В день окончания Екатеринбургского училища Петр прибежал домой сияющий, принес свидетельство, где стояли отличные отметки по всем предметам, кроме пения. Это был 1889 год. За ужином Прокопий Андреевич объявил всем о своем решении ехать на вновь открытое Баженовское месторождение асбеста, на Каменные дачи в тайгу. Жена его, Татьяна Ивановна, уже была готова к этому разговору, а вот сыну он дал возможность подумать до утра. Петр любил отца, который был для него авторитетом. Уединившись вместе с братом, Натали с опаской заглядывала в глаза Петру, и гадала о том, что он решит, а тот молча, сосредоточенно думал о предложении отца — уехать из Екатеринбурга в тайгу. Здесь перед Петром открывались большие возможности, но он понимал, ради чего отец оставляет город: «Не спеши сын, подумай, — говорил тот, — ты можешь остаться здесь у родственников и учиться дальше. Но считаю, что лес, природа твоей сестре укрепят здоровье. И я буду чувствовать себя при деле». Петр хорошо знал, как отец томился, когда перешел из лесничества работать на Верх-Исетский завод. Утром за столом, когда отец посмотрел в его сторону, Петр по-взрослому сказал: «Еду!». Татьяна Ивановна, сдерживая слезы, молча одобрила решение сына. Так летом 1891 года отец и сын Шабуровы оказались на Асбестовых копях среди первых поселенцев-зимогоров. Прокопий Андреевич хорошо знал лес, любил его и не мыслил себе жизни вне леса. Вокруг их дома, на много верст кругом лес был очищен от сухостоя благодаря стараниям семьи Шакуровых. Прокопий Андреевич с утра брал с собой двенадцатилетнюю дочь в лес, учил распознавать лекарственные растения, ягоды и грибы, слушать и узнавать голоса птиц. Останавливаясь на отдых, он садился под деревом, прикладывал ухо к стволу и говорил дочери: «Послушай, оно тоже живое, посиди около него, и оно даст тебе силы». Петр Прокопьевич любил фотографироваться. В двух семейных альбомах сохранилось много фотографий, сделанных в лучших фотосалонах Перми и Екатеринбурга, на охоте, в семейном кругу. Благодаря сохранившимся фотографиям — свидетелям времени, мы видим, как он был хорош. Всегда безукоризненно одетый, он являл собой пример благовоспитанности и светскости. По воспоминаниям очевидцев, не плохо владел французским языком и в то же время был прост в общении с рабочими. Всегда спокойный и доброжелательный, он внушал уважение к себе, многим на прииске помогал. В конторе Петр Прокопьевич заразил окружающих духом творчества, и, организовав театральный кружок, вовлек сослуживцев в самодеятельность. В драматический кружок мог прийти любой желающий, принимали даже рабочих. В спектаклях участвовали служащие и с других приисков, в то время как между управляющими была серьезная конкуренция. Первые встречи, репетиции театрального кружка проходили в гостеприимном доме Шабуровых. Здесь люди интеллектуально отдыхали, спорили о старых мастерах и новых течениях в искусстве. В доме, по обыкновению, подавали чай. За чаем читали пьесы, шутили. Когда управляющий Эдвин Эрикович Сведберг приобрел инструменты для оркестра, музицировали, пели хором. На одном из собраний кто-то с досадой сказал: «В этой глуши никогда не быть театру!» Завязался спор. Выждав момент, Петр Прокопьевич таинственно произнес: «Морозным январским днем 1756 года на девятнадцати ямских подводах с декорациями комедианты из Ярославля выехали в Санкт-Петербург. Дали два спектакля в Петербурге, два — в Царском Селе. Так было всегда — таланты рождала провинция, а славу им давала столица». Спорщики угомонились и, как обычно, настроились слушать новую пьесу, привезенную режиссером из очередной командировки в Пермь. Для П.П. Шабурова образ первого актера России крепостного Федора Волкова служил идеалом, поэтому не случайно, когда в 1903 году на асбестовых приисках окончательно оформился театральный коллектив, ему присвоили имя Ф. Волкова. Появление театрального коллектива явилось первым серьезным шагом на пути развития здесь богатых культурных традиций. Под руководством П.П. Шабурова, были поставлены «Женитьба» Гоголя, «Не в свои сани не садись» и «Нет дыма без огня» Островского, всего более десяти крупных спектаклей. Во время репетиций для того, чтобы разрядить обстановку, он любил повторять: «Любите ли вы театр так, как я люблю его? О, это истинный храм искусства!», подражая при этом чьей-нибудь походке или манерам. Друзья пророчили ему блестящее актерское будущее. Петр Прокопьевич был желанным гостем в барских домах на прииске. Талант организатора, ум и обаяние очень скоро объединили вокруг него местную интеллигенцию со всех приисков. Он дарил людям красоту. Общение с ним всегда привлекало окружающих; многие запомнили П.П. Шабурова с приветливым лицом и светлой улыбкой. Каждый, кто ощутил тепло его души, навсегда становился его другом. Петр Прокопьевич сыграл большую роль в судьбе А.Е. Абаскалова. П.П. Шабуров был весел и жизнерадостен, всегда щегольски одет. Никто и не догадывался о его болезни. Когда он неожиданно умер в 1907 году, для всех это стало огромной, не восполнимой потерей. Продолжение следует. Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г. | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Новости от партнеров