13:00
Асбест. Жизнь и судьба. Родом из Кудельки
Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.

Родом из Кудельки

В 2006 году 15 июня Музею Н.М. Аввакумова исполнится 30 лет. За эти годы собран богатейший материал о художнике: его рисун­ки, фотографии, документы, воспоминания тех, кто жил и рабо­тал рядом с ним. Музей — это своеобразный памятник замеча­тельному человеку, дань уважения талантливому художнику-земляку и людям его поколения, построившим город и защитившим страну в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня трудно представить город Асбест без музея Н.М. Авва­кумова. Как о самом привычном юные экскурсоводы с гордостью говорят жителям и гостям города: «У нас в Музее», «На улице Н.М. Аввакумова», «В нашем Дворце имени знаменитого земля­ка». Да, они могут гордиться тем, что когда-то по улицам начина­ющего города стремительной походкой шагал неугомонный ком­сомолец Николай Аввакумов.

«Музей просто и естественно становится неотъемлемой части­цей города Асбеста» — писала газета «Комсомольская правда» 19 ноября 1983 года. А.В. Луначарский называл музеи «памятной книгой человечества». Очень ценно, что страницы этой книги на­писаны при активном участии нескольких поколений юных асбе­стовцев и в этом огромная заслуга нашего музея.

В мир детства и юности Николая Аввакумова, которые прошли в Асбесте, я пыталась войти через воспоминания его сестры Галины Михайловны Геращенко, рассказы его сверстников: Владими­ра Абаскалова, Вениамина Соснина, Нины Калашниковой-Дуб- ленных, Василия Филимонова, Ольги Маненковой-Лобановой, тех, чье детство выпало на период двадцатых-тридцатых годов.

Я помню встречу в доме № 16 по улице Дзержинского с Таиси­ей Ивановной Барминой в 1973 году, когда мы только еще начи­нали собирать материал об Аввакумовых. Она рассказала, что ее муж был прекрасным печником, а ее детей учила Фаина Игнать­евна. Однажды учительница пришла к ним в дом с просьбой по­смотреть печь, которая сильно дымила. Константин Севастьяно­вич охотно согласился, и, пока он клал печь, Николай лепил из этой же глины какие-то фигурки. С учительницы печник не взял денег за работу, но позднее Николай сделал несколько хороших копий с картин известных художников и подарил их Барминым. Приятно, что и сегодня правнуки печника бережно хранят их, как семейную реликвию.

Воспоминания о первых домашних концертах сестра художни­ка Галина Михайловна сохранила в своем сердце до конца жиз­ни. Об этом она рассказывала нам в музее во время приездов в Асбест из Ленинграда.

По вечерам из раскрытых окон дома Аввакумовых разносились музыка и пение. У дома под окнами останавливались прохожие и слушали. Николай играл на мандолине, младший брат Тося — на гитаре и все пели. За первые годы жизни, проведенные в Ас­бесте, Николай слышал много музыки, его любимыми инстру­ментами стали скрипка, гитара и мандолина. Он знал множество песен, любил и очень хорошо пел, в том числе и классические оперные партии. Музыка для Николая Аввакумова была не толь­ко отдыхом, но и вдохновением. Очень любил весну, вставал ра­но утром и подолгу сидел у раскрытого окна, наблюдая за появ­лением первых зеленых листочков, слушая щебет птиц.

Альбомы с рисунками Николая Фаина Игнатьевна брала в школу на уроки как наглядное пособие, и, покидая навсегда го­род, раздала все учителям. Из письма одноклассницы Николая мы знаем, что в шестом классе все девочки завели дневники, ку­да записывали стихи, песни, частушки и на переменах, окружив юного художника, просили его что-нибудь нарисовать в альбом. Портретом Николай увлекался с восьми лет, но из ранних рисун­ков в музее находятся только его автопортрет и портрет брата Павла, нарисованный им в 1918 году. На одном из листов школь­ного альбома мы видим купол церкви Вознесения, сапожок кас­линского литья, который стоял на столе Фаины Игнатьевны и служил ей карандашницей. К спектаклям, в которых принимали участие его родители, Николай писал афиши, участвовал в оформлении декораций.

Как и другим подросткам, Николаю рано довелось испытать тя­жесть жизни на приисках. В 10 лет он остался за старшего в доме. Фаина Игнатьевна с утра до вечера работала, учила детишек, а вечером шла в казармы обучать их родителей грамоте. Чтобы прокормиться, держали корову. Когда начиналась сенокосная по­ра, долго спать не приходилось, вставали рано. Фаина Игнатьев­на ласково приговаривала, поглаживая Николая по голове: «Ко­си коса, пока роса, иначе не будет сена у нашей Красавки». Нико­лай любил сенокос. Толик был маленький, его-не брали с собой косить, но днем, когда комаров было поменьше, ходили перево­рачивать сено всей семьей и Николай нес малыша на плечах. По дороге пели. Возвращались с ягодами и огромным букетом поле­вых цветов. Маленький тут же засыпал, а Галя шла за коровой. Наносив воды и убрав в конюшне, убегал Николай с другом Пе­тей Дубленных на Щучье озеро порыбачить. Вечером вся семья собиралась на веранде. Накрывали на стол и ужинали.

Сегодня трудно сказать, какой рисунок предопределил судьбу мальчика, предсказал его будущее — портрет организатора шко­лы ФВО Аксенова или автопортрет. Но всем, кто в те двадцатые годы видел его рисунки, было ясно — этому одаренному мальчи­ку надо учиться живописи. Трудно было Фаине Игнатьевне ре­шиться отпустить тринадцатилетнего сына в Свердловское художе­ственное училище, как настаивал Андрей Евдокимович Абаска­лов, первый заметивший и развивавший талант мальчика. После смерти мужа, все чаще Фаина Игнатьевна находила Николая в до­ме напротив, у Абаскаловых. Здесь его любили. Пока Валентина Алексеевна накрывала на стол, Николай играл с их малышом, ко­торому исполнился год. Он умело брал его на руки, носил по ком­нате, о чем-то разговаривал с ним. Еще бы, он вынянчил своих трех братьев и сестру. Андрей Евдокимович поражался, как ловко Николай справлялся с портретом годовалого ребенка, и радовал­ся его таланту. Перекусив, учитель и ученик усаживались вместе за огромным двухтумбовым столом. Андрей Евдокимович доставал книги по искусству, папки, альбомы с картинами известных худож­ников, обращал внимание любознательного мальчика на детали.

Часто по вечерам к Фаине Игнатьевне приходили друзья Нико­лая, ее ученики Муза Сведберг и Евгений Ильин. Они всегда с ин­тересом наблюдали, как он набрасывал карандашный портрет одного из них.

После окончания в Асбесте школы ФЗО, Николая ждала работа в карьере или на фабрике, как и всех асбестовских парней. Но не этот проторенный путь избрал Н. Аввакумов, которого неудержи­мо тянуло к искусству, к книгам, к художникам. Его скромность, пытливость, трудолюбие, талант вызывали уважение, и Н.И. Зеле­ное помог достать направление в Пермское художественное училише. Николай оправдал доверие земляков, окончив четырехго­дичный курс за три года с отличием. На каникулы он всегда при­езжал домой. Тогда у них вечерами собирались друзья: Павел Ни­китин, Николай Рубцов, Иван Кейль. Все с удовольствием рассма­тривали его студенческие альбомы с рисунками, спорили об ис­кусстве, летом до утра бродили по берегу озера. Никто и не пред­полагал, что через несколько лет Николай Аввакумов станет гор­достью асбестовцев. Пройдет немного времени, и асбестовцы увидят имя своего земляка на страницах газет «Всходы комму­ны», «На смену!», «Магнитогорский рабочий». А с 1932 года во всесоюзной газете «Комсомольская правда» почти ежедневно печатались рисунки-репортажи, портреты героев дня, тружени­ков Урала и Казахстана, автором которых был наш земляк Нико­лай Аввакумов. Началась война и он надел шинель солдата, с ка­рандашом в руках прошел путь от Калинина до Вены, приближая час Победы. Теперь это была газета «Фронтовик».

Вихрем пронеслась короткая жизнь Н.М. Аввакумова. Он про­жил всего 37 лет, но сделать успел очень много и внес огромный вклад в развитие советской графики — до него никто не рисовал индустриальный Урал. Он жил, трудился и воевал среди тех, кого рисовал, поэтому его рисунки, исполненные с высочайшим про­фессионализмом, подкупают искренностью и любовью к своим персонажам. Работы Н.М. Аввакумова вошли в золотой фонд советского графического искусства, публикуются в каталогах и участвуют в современных экспозициях художественных выставок, посвященных Великой Отечественной Войне и периоду индустри­ализации.

Н.М. Аввакумов навсегда вернулся в родной Асбест, его име­нем названы улица и Центр детского творчества.

За 30 лет юным аввакумовцам удалось пройти по дорогам жиз­ни земляка не одну тысячу километров, написать не одну сотню писем, провести в музее огромное количество экскурсий и встреч. Художники и писатели, фронтовые друзья по Студии име­ни Грекова рассказывали ребятам об огромном таланте художни­ка Николая Аввакумова, его кипучей энергии, работоспособнос­ти, душевной доброте. Эти рассказы были разными, но из них зримо возникал образ удивительного человека, художника, ком­муниста, общественного деятеля, мужа и отца.

Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.
 



Открытие мемориальной доски Н.М. Аввакумову на здании Дворца пионеров.
Почетные гости: Л.А. Дергач — заведующая ГорОНО,
А.И. Чечулин — автор книги «Н. Аввакумов»,
М.Б. Миниховская — инструктор ОР ГК КПСС,
А.А. Девятков — почетный краевед города. 1988
 
 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 189 | Добавил: drug6307 | Теги: Книга Амосовой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров