13:00
Асбест. Жизнь и судьба. Дом для сирот
Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.

Дом для сирот.

С волнением Фаина Игнатьевна переступила порог барского дома. Здесь она бывала раньше в гостях, сегодня вошла на правах хозяйки. В просторном холле, величаво стоял знакомый рояль, вокруг которого когда-то собирались гости, музицировали, слушали хозяйку дома.

«Здесь будет хорошо детям» — подумала она, подбирая разбросанные вещи.

«А где же будуарный фонарь?» — Фаина Игнатьевна огляделась по сторонам, увидела вдоль стен венские стулья и кресло-качалку. На стенах еще осталось несколько картин, около лестницы на второй этаж висело чучело орла, стенные часы остановились, — их давно никто не заводил. Она прошла по комнатам, былого шика не стало. В некоторых комнатах на окнах остались шторы, в гостиной лежал на полу ковер, стоял пустой книжный шкаф, диван с подушечками и несколько тумбочек.

...Фаина Игнатьевна приняла детский дом, взвалив непосильную ношу на свои женские плечи. Хорошо зная всех в поселке, она быстро подобрала себе помощников, воспитателей, кухарку, швею, коровницу, прачку и сторожа. Активисты женотдела помогали белить, мыть, красить, стирать половики, одеяла. Ребята все лето набивали матрасы сеном, сушили подушки, завозили кровати. Старшие девочки помогали швее Елизавете Петровне Манохиной шить наволочки, простыни, заправляли кровати байковыми одеялами, если не хватало одеял, покрывали их выстиранными половичками. По вечерам, закончив работу, все собирались вокруг рояля, на котором играла Агния Григорьевна Попова, или заводили патефон.

Некогда было тосковать по дому, забот хоть отбавляй. Жизнь в детском доме в первые годы была связана с немалыми трудностями: и голодно, и обуть, и одеть нечего. Летом дети ходили босиком, старшие учились плести лапти, продавали их сезонникам, на вырученные деньги закупали себе обувь. Фаина Игнатьевна завела в детском доме порядок, как в семье, где старшие заботятся о младших. Самому маленькому был годик. Здесь жили круглые сироты, родители которых погибли в период гражданской войны, умерли от голода и болезней, дети, оставшиеся без кормильца, с одной матерью, которая была не в состоянии прокормить их. Были и брошенные дети, подобранные на Баженовской дороге крестьянами-сезонниками. Так появилась в детском доме годовалая Устинья. Здесь нашли приют Наталья Филимонова, Татьяна Вычегжанина, Алена Ермолова, Петр Измоденов, Николай Хромцов, Зоя Токманцева, Иван Иванов и другие дети.

С материнским терпением, вниманием и любовью Фаина Игнатьевна относилась к детям, этого требовала и от всех сотрудников. Она вставала раньше других, заходила в спальни к детям, поправляла подушки, набитые соломой, укрывала одеялами, ласково будила дежурных. «Зарю проспать, рубахи не видать» — говорила она. Двери в комнаты не закрывали, ничего не прятали, все было основано на доверии, как в семье, где все братья и сестры. Дети обслуживали себя сами, это был их дом. Чтобы было сытно, держали три коровы, четыре овцы, две свиньи, кур. За животными ухаживали все вместе. Старшие работали изо дня в день. Дети видели, как трудились их воспитатели и рабочие на скотном дворе, по мере сил помогали в этой работе.

Фаина Игнатьевна своим примером приобщала детей к труду. Ребята и сотрудники видели, как она бралась за любую работу, когда кто-то из персонала болел. Фаина Игнатьевна умела вести хозяйство, всему этому научилась в родительском доме, в большой крестьянской семье, где труд был в почете. «Кто мать сыру землю любит, тот и голоден не будет» — напутствовала заведующая детским домом ребят, работающих в саду. «Вдруг ничего не бывает» — говорила тем, кто работал с ленцой. «Дело гладко, так и глядеть сладко» — хвалила Фаина Игнатьевна ребятишек, во время сенокоса. Вся обстановка в детском доме, весь уклад жизни учили заботиться о других, о тех, кто рядом. Совместный труд сближал коллектив, превращая сотрудников и детей в одну большую семью, где все общее: кружка молока на столе и пара новых валенок, подаренная детскому дому А.Д. Ильиным перед его отъездом с приисков. Зимой валенки всегда стояли у дверей кабинета заведующей, их надевал тот, кто шел на совещание или в казармы заниматься с неграмотными рабочими. Сама Фаина Игнатьевна жила очень скромно, ее собственные дети донашивали свои вещи, принесенные еще из дома.

После рабочего дня в детском доме по субботам и воскресеньям всегда устраивались праздники или посиделки. Прекрасная рукодельница Фаина Игнатьевна организовала для ребят кружок шитья, где учила ребятишек правильно штопать носки, пришивать пуговицы и воротнички. Показывая как надо делать правильно, она приговаривала: «Не то беда, что латки, а беда в том, что дыры кругом». Детям здесь нравилось, они обрели домашнее тепло, уют и дом, наполненный с утра запахами хлеба и молока, полный света, любви и радости, в котором сама обстановка воспитывала духовно, давала им возможность почувствовать свою значимость и нужность. Пройдут годы. В детском доме вырастут ребята. Они не побоятся взять на себя ответственность за серьезную работу. Воспитанники Фаины Игнатьевны станут: Иванов Иван — капитаном подводной лодки. Лоскутов Виктор — летчиком, Константин Кобелев — секретарем райкома партии.

Любовь к цветам Аввакумовы перенесли и в детский дом. Цветы были кругом: в комнатах и коридорах, в столовой, в зале, в кабинете заведующей. Каждую весну и осень Фаина Игнатьевна придумывала с ребятами новые клумбы и цветники.

«Вдоль дорожки стеной стояли белые и розовые флоксы, — рассказывала мне ее дочь Галина Михайловна, во время прогулки по улице Калинина, — Я до сих пор не могу забыть чудесный аромат душистого табака». Фаина Игнатьевна очень любила анютины глазки, они везде расцветали под деревьями вокруг стволов. Радовали глаз пионы и гладиолусы, алые маки.

В детском доме действовало самоуправление. Взрослые дети все делали сами: мыли полы, протирали до блеска окна, чистили обувь, гладили и сдавали белье в прачечную, заботились о младших. Они учили малышей заправлять постели и дежурить в столовой, помогали одеваться, отправляя в школу, девочкам заплетали косички, завязывали банты. Фаина Игнатьевна с удовольствием наблюдала по утрам за тем, как старшие заботливо ухаживали за малышами. Ежедневно она стояла у входа, провожая детей в школу. Кому-то поправит шарф и обязательно скажет что-нибудь приятное: «Кто аккуратен, тот и людям приятен». Дети всегда видели Фаину Игнатьевну в работе. Как бы рано они не проснулись, а она уже была на ногах, во дворе разговаривала с конюхом, со сторожем. Она умела общаться с людьми, и коллектив подобрала под стать себе. Все были работящие, добрые и справедливые. Дети любили заведующую хозяйственной секцией Таисию Михайловну Позднякову, няню Евдокию Васильевну Шарову, кухарку Анну Ивановну Лоскутову, прачку Евдокию Даниловну Ланских, ночную няню Екатерину Петровну Миронову, воспитателя Галину Васильевну Одинцову, коровницу Феклу Панфиловну Векшину. Все они трудились не за вознаграждение, а для своей большой дружной семьи. В детском доме было 58 воспитанников и восемь сотрудников вместе с заведующей.

Здесь никого не наказывали, но учили своим личным примером, поэтому сделать плохо, или совсем не сделать было стыдно, особенно, когда приходилось отчитываться на детском совете в присутствии Фаины Игнатьевны. Воспитанники гордились доверием и ценили доброе к себе отношение, они тоже старались на совесть.

Выращенные на огороде овощи кормили ребят круглый год. В детском доме был предмет «Энциклопедия сельского хозяйства». Детей учили обрабатывать землю, сажать овощи, ухаживать за ними, поливать и полоть. «Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто» — подбадривал своих помощников Кондратий Никифорович Чемезов, убирая из конюшни с подростками навоз. Ребята детского дома хорошо понимали смысл слов: «Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься». Поэтому днем в летний период было пусто в комнатах, все занимались полезным делом, — младшие пололи грядки, поливали цветы, старшие заготавливали дрова и сено вместе со взрослыми. «Зато, так было вкусно есть за общим столом выращенную своими руками репу, свое мясо, яйца, сметану и творог, круглый год пить молоко, сколько хочешь!»— писала в своих воспоминаниях Филимонова Наталья Даниловна.

Взрослые учили детей не бояться никакой работы, вовлекая в работу постепенно. Фаина Игнатьевна старалась любое дело сделать привычным, ведь привычное не может быть трудным. «Пусть трудно, лишь бы не нудно» — любила говорить она своим коллегам.

Вскоре привычными стали по утрам зарядка, уборка помещений, занятия по интересам. Ребята ставили спектакли, давали платные концерты в поселке для населения. Обязательно по вечерам устраивали громкие чтения, чтецов каждый вечер назначали других, читали выразительно, по ролям. Фаина Игнатьевна вместе с педагогами учила ребят не только хорошо трудиться, но и культурно отдыхать — музыка в детском доме стала частью существования.

Часто по вечерам, когда детский дом погружался в темноту, в тиши кабинета Фаину Игнатьевну одолевали тягостные мысли, которыми делилась она с Натальей Прокопьевной, своей ближайшей подругой, вместе с ней работавшей в детском доме. Бывали и сомнения, — правильно ли она поступила, взвалив на себя такую ношу и лишив своих детей родного дома? Но тут же успокаивалась, понимая, как хорошо им здесь среди ребят. Они переживали вместе с ней за все, что происходило в этом большом доме, серьезно и ответственно брали на себя самые сложные поручения. «Мои дети при деле, здесь они научатся жить для других, быстрее повзрослеют» — успокаивала она себя.

Фаине Игнатьевне удалось расположить к себе коллектив педагогов и воспитанников. В короткий срок она сумела организовать художественную самодеятельность в коллективе. Скоро у ребят появился свой гимн. Часто в детский дом приходили А.Е. Абаскалов и А.Д. Ильин. Бесконечный такт, терпение, доброжелательность, редкая природная чистота во всем, принесли ей заслуженную любовь детей и уважение коллег. Она умела оставаться незаметной, но всегда была незаменимой в организации детского коллектива. Она учила своих воспитанников искусству жить. Вскоре вместе с поселком особняк Корево зажил шумной многоголосой жизнью.

Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005г.




Дом П.О. Корево.
С 1919 года здесь располагался детский дом
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 181 | Добавил: drug6307 | Теги: Книга Амосовой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров