13:00
Как становился Асбест. 5

Из записок Николя Федоровича Рубцова, одного из основателей Асбеста. 
Предыдущие части
Продолжение

Прежде чем рассказать о военном периоде и периоде работы на фабрике № 3, хочется рассказать ещё на событиях, которые оставили заметные следы, как в биографии отца, так и в истории города.

      Из воспоминаний. Записано 4 мая 1980 г.

   «Жизнь на асбестовых рудниках сразу меня захватила многоплановостью интересов. На Ильинском участке существовал театр «Пролетновь». Это бывший клуб Вознесенского прииска, построенный в 1913 году к 300-летию дома Романовых.  Вокруг театра «крутилось» много народа, так как это был почти единственный рассадник культуры на руднике.

«Пролетновь» я очень хорошо запомнил, так как проводил там немало времени, общаясь с культурными людьми. В «Пролетнови» была постоянно театральная труппа и большой кружок местных актеров-любителей. Кроме спектаклей и кино в театре проходили всяческие вечера, и даже карнавалы. Действовал еще и  музыкальный кружок. Струнным оркестром руководил Андрей Евдокимович Абаскалов. Абаскалов был человеком одаренным: артист, музыкант, живописец. Ну и, конечно, прекрасный бухгалтер (это его основная профессия).

Меня к Абаскалову как магнитом притягивала его разносторонняя культурность и прежде всего – живопись. К тому же он был изумительным рассказчиком и очень остроумным человеком. У него я  на всю жизнь близко подружился с Николаем Михайловичем Аввакумовым. В общем, с тем периодом жизни, с театром, с А. Е. Абаскаловым связано много чудесных воспоминаний.

Почти  сразу, с первых лет, я начал принимать участие в выпусках  различных стенгазет. А какие содержательные, красочные стенгазеты выпускались. В рудоуправлении приходилось делать газету в двух экземплярах (один экземпляр вывешивался в рудоуправлении, второй – в тресте «Ураласбест»). Много раз приходилось работать над выпуском стенгазет на избирательных участках во время выборов в Верховный Совет СССР и РСФСР.  Но самое главное – это стенгазета «Руда», которая породила ныне существующую печатную газету «Асбестовский рабочий». Участие в работе этой стенгазеты, как и одновременное участие в литературном кружке этого же названия – это целая эпоха в моей жизни.

Следующим и весьма памятным культурным местом был клуб «Красный горняк». Помещался он в бывшей конторе Коревинского прииска – просторном одноэтажном доме, оштукатуренном снаружи. Здесь же  помещалась рудничная библиотека с небольшим книжным фондом, составленным из личных библиотек бывших владельцев асбестовых рудников. Здесь мы организовали литературный кружок (мы называли его «литгруппа») под названием «Руда».  Посещали этот кружок  человек 10 – 12. Всех членов я уже не помню, но основной костяк запомнился: Коля Чванов;  Паша Никитин;  Алеша Заложнев;  Сёма Бубенщиков. Под этим же названием «Руда» мы издавали стенную газету. Писали и рисовали в двух экземплярах: один вывешивали в клубе, второй в театре «Пролетновь».

 (Этот период  организации стенгазеты, с постепенным превращением её в печатный орган «Асбестовский рабочий», подробно описан в главе «Своя газета» в книге П. В.  Никитина и Н. Ф. Рубцова «Город горного льна» — В. Р.).

«Собирались мы на занятия два — три раза в неделю. Какие это были веселые сборища! Теоретических занятий у нас, собственно, не было. Мы, как умели, разбирали сочиненное кем-нибудь произведение. Критиковали, поправляли друг друга. После исправления автором – этот материал помещался в стенгазету, а позднее (с мая 1929 года) и в литературные страницы газеты «Асбестовский рабочий».

Над литгруппой шефствовали Свердловские писатели и журналисты. Запомнились Борис Уральский, Александр Исетский (Поляков) и его жена Медякова. Они приезжали к нам и  проводили с нами беседы, занятия. Мы принимали участие в обсуждении их произведений. Борис Уральский учил нас, как читать стихи современных поэтов. Стихотворение Ильи Сельвинского о казаках он читал с подвыванием. Нам такая декламация в то время нравилась. Был случай, когда к нам приезжали Луговской, Казин и Громан. Борис Уральский как-то скоро скрылся с нашего горизонта, а Исетский с Медяковой долго продолжали нас навещать. Бывал в Асбесте и свердловский писатель Ликстанов. В «Уральском рабочем» появлялись его статьи об асбестовских ударниках. Литкружок был вообще центром культурной жизни, вплоть до того, что вокруг него сосредоточилась и художественная самодеятельность клуба «Красный горняк». Когда появилась печатная газета, значительный отряд молодых людей вместе с нами стали активом газеты».

В своих воспоминаниях отец подробно рассказывает о коллегах по литгруппе. Одни из них уехали из города, с другими он до конца жизни поддерживал дружеские отношения, например  — с Павлом  Васильевичем Никитиным.

Почти с первых номеров газеты «Асбестовский рабочий» они, помимо одиночных корреспонденций, писали и за двумя подписями. В будущем они дружили и семьями. Особенно бурная деятельность по написанию общих работ была развита в 1957 году. Все эти корреспонденции легли потом в основу их совместной  книги «Город горного льна», первое издание которой вышло тиражом 5 тысяч экземпляров в 1963 году, а второе тиражом 15 тысяч экземпляров в 1970 году. Они в 1976 году приняли активное участие в организации во Дворце пионеров, Мемориального музея их друга и земляка — художника Николая Михайловича Аввакумова.

Продолжение следует

Источник

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 37 | Добавил: mila | Теги: Как становился Асбест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Новости от партнеров