12:30
Вдоль речки Островной
В один из погожих осенних дней наш коллектив решил совершить пешеходный маршрут в лесной массив западнее поселка Черемша.

Предстояло пройти поисковым маршрутом вдоль реки Островной - по участку от слияния с Большим Рефтом и по лесному пространству через территории трех старинных приисков, работавших в этом районе.

На маршрут вышли ранним утром, но в лесу уже было большое количество людей. Дорога на этом участке живописная. Первой природной достопримечательностью является речка Красненькая. В разные времена и в разных документах она обозначена как речка, ручей, ключ. Здесь, рядом с дорогой, есть ключ с отличной питьевой водой. А сама речка - шириной около метра, вытекает из Красного болота и играет большую роль в освоении, хронологии и топонимике нашего района. По ее названию даны наименования некоторым современным промышленным объектам, которые до недавнего времени существовали на территории нашего района, например, в верховьях реки работали Красноболотские прииски.

На Красненькой, прямо у переправы, с далеких времен было известно несколько родников. На сегодняшний день один из них сохранился и слегка обустроен.

С другой стороны дороги, там, где видна просека, раньше шла дорога. И севернее - небольшой скальный уступ, вот здесь, под корнями березы, тоже был отличный родник.

Этот родник я впервые посетил в начале 60-х годов XX века. У моих родственников в этом районе были покосы, и утром, двигаясь на покос, заходили сюда, чтобы запастись водой. Ее набирали стеклянной банкой, которая была спрятана среди камней. Уже будучи студентом, приехал сюда с товарищами на пикник. Зная, где спрятана банка, аккуратно разобрали уложенные камни и нашли ее, испробовали воды. Это была середина 70-х годов. Снова попал сюда уже в начале 80-х и обнаружил, что бульдозер сравнял обрывистые берега. А со временем дорогу перенесли на десять метров южнее, а то место, где был родник, заросло кустами.

А наша группа двигается дальше вдоль южного берега реки Большой Рефт. Заметны следы бобров. Все кустарники вдоль уреза воды аккуратно "подстрижены", зашли бобры и в лес - "поработали" с кустарниками и осинами. Даже попробовали свалить березы, но не везде это получилось.

Первая наша остановка - кордон Островной. Перед ним на берегу реки - небольшие пространства вытоптанной травы. Эти плешины натоптали "лихие люди", которые копают камни на дороге, отсыпанной породой из отвалов.

Буквально в пятидесяти метрах - площадка от кордона: заросшая кустами территория да фундамент, оставшийся от дома. Кордон был построен в послевоенное время. На этом месте располагался деревянный дом с сараями и прочими подсобными сооружениями, которые требовались для ведения хозяйства и содержания домашних животных. Рядом на огромной площади были разбиты огороды. Тут же - погреб для хранения сельскохозяйственной продукции.

« От старого кордона мы идем по едва заметной дороге, которая поворачивает на юг и проходит вдоль речки Островной. Здесь - большое количество свежих вырубов »

А до этого кордон лесника и поселок лесозаготовителей располагались на противоположном берегу Рефта - примерно в полукилометре от данного места. Огороды заброшены уже в XXI веке. В прошлом году еще были видны полусгнившие изгороди, а вот яблони плодоносят до сих пор, и вдоль основной улицы поселка стройными рядами растут вишни.

Существование этого кордона отмечено в документах XIX века. Здесь же проходила дорога. В южном направлении она уходила через Каменский кордон на Белоярку - в XIX веке и начале XX века это была деревня Большая. Сегодня - часть поселка Белояр-ский. В северном направлении дорога выходила на Сретенский прииск - современный поселок Первомайский. И дальше через него раздваивалась: левое ответвление - дорога, которая проходила за поселком Малышева, правое ответвление выходило на Режевской тракт, остатки которого есть за Окунево.

В этом месте через реку Большой Рефт был мост. Он, как и вся дорога, описаны в материалах ревизора И.П.Ярошевицко-го от 1835 года, который приезжал на Изумрудные копи. На тот период она считалась основной дорогой на Изумрудные копи, однако ревизоры отзывались об этой дороге отрицательно: очень извилистая, идет по болотам, петляет между деревьями, вдоль нее - большое количество огромных камней.

Сегодня от моста не осталось ничего. Еще пять лет назад здесь лежали большие бревна, по которым можно было перейти с одного берега на другой.

Дом лесника с начала перестройки пришел в запустение. В течение года были выбиты окна, оторваны двери, разобрана крыша... Понадобилось всего два-три года, чтобы все постройки разобрали.

Напротив бывшего здания кордона - большая площадка с остатками асфальтированной дорожки и бетонными основаниями от столбов ЛЭП. Здесь располагался лагерь отдыха от Ремесленного училища № 12. Территория была обнесена деревянным забором и на входе - высокие ворота из штакетника.

А мимо кордона проходит дорога, которая и по сей день активно используется. В восточном направлении она выходит в поселок Черемша и проходит по улице Павлова. В западном направлении идет через лесной массив, город Старопышминск и выходит в сторону Екатеринбурга.

В 20-е годы здесь было оживленное движение. В зимний период на конных кошевках ездили в Екатеринбург. Навстречу шли большие конные обозы с древесным углем. В предвоенный и послевоенный период по этой дороге ходили грузовики.

Наш путь продолжается дальше. От старого кордона идем по едва заметной дороге, которая поворачивает на юг и проходит вдоль речки Островной. Здесь -большое количество свежих вырубов. А еще десяток лет назад вдоль речки стояли темно-зеленые ели. Лес навевал сказочные мысли о леших, водяных, избушке на курьих ножках... А охотничья избушка действительно была: на другой стороне речки, на небольшом острове среди густых елок.

С западной стороны речки Островной - большое болото. В былые времена здесь драли мох.

Вдоль речки можно наблюдать результаты деятельности бобров. Большое количество поваленных деревьев. А на противоположном берегу, на самой кромке болота, видна хатка бобров. Она возвышается над поверхностью замерзшей воды примерно на полтора метра. И построена с таким расчетом, что в летний период к ней не подойдешь со стороны реки, а уж тем более со стороны болота.

Доходим до курумников - это каменные реки, которых в лесных массивах разбросано очень много. Здесь они вытянуты неширокой полосой вдоль реки. Две россыпи, небольшие, буквально по тридцать метров в длину, еще один участок - тоже совсем небольшой. А вот самый протяженный представляет интересную картину. Крупные камни как бы беспорядочно навалены вдоль реки, на них растут багульник, различные кусты, мох. Рядом стоит огромная сухая сосна, она очень ветвистая и наклонилась над каменными россыпями, будто разглядывает их или охраняет. Еще полчаса - и выходим на территорию прииска.

Перед нами - большая поляна, которая начала зарастать молодыми сосенками. Она обозначена на всех картах и схемах. На этом месте был небольшой жилой поселок, а в XIX веке здесь находился прииск.

На картах в этом месте обозначен грот, но на местности нет никаких сооружений, которые можно было отнести к ландшафтным достопримечательностям. По словам старожилов, здесь было два больших камня высотой около двух метров, которые наклонены друг к другу. В основании камней - большая полость, уходящая под землю. В начале XXI века лесозаготовители столкнули эти камни бульдозером.

Это место знали многие. Но каждое поколение именовало его по-разному: в начале XX века участок называли "Печи", в довоенный период - прииском, в 50-е годы - "Длинный мост" или "Горелый мост".

Название, связанное с мостом, обусловлено тем, что на западной стороне речки Островной располагался мост. После того, как он сгорел, это место засыпали грунтом, русло речки было перекрыто породой, и вода в весенний период нашла себе новое русло - вдалеке от моста, в восточной стороне заливного луга.

Мост в деревянном варианте был построен в послевоенный период. По рассказам старожилов, здесь ходили даже грузовики. Да и как могло быть иначе: мост соорудили для того, чтобы вывозить с покосов сено. Если в послевоенный период возили его на телегах, то уже в 60-е годы привлекали для этой работы знакомых на грузовых автомобилях.  

Прииск Зосимо-Савватеевский начал работать в 1901 году. Расположен был длинной полосой с запада на восток. И на сегодняшней поляне существовал небольшой поселок. По территории прииска идет дорога, по ней мы и двинулись в обратную сторону. Дорога, петляя по лесному массиву, выходит в поселок Черемша, предварительно пересекая переправу на речке Красненькой.

Двигаясь по этой дороге, пересекаем территорию еще двух приисков. Первый - Островной, который отмечен работающим до 1862 года, современное состояние местности таково, что на лесном рельефе не видно никаких следов горных работ. Кое-где есть обвалившиеся ямы, это, зкорее всего, шахтные стволы, 5ольшое количество ям от угле-выжигательных печей.

Но более заметны широкие канавы большой протяженности, которые устроены по просекам. От дороги они расположены слева. Это следы деятельности геолого-разведочной партии, проводившей исследование изумрудной полосы в 50-х годах XX века.

Дорога ведет нас дальше плавными поворотами вдоль старой квартальной просеки. Это обусловлено большим количеством упавших во время ураганов деревьев.

Местность на этом участке плавно поднимается вверх и, достигнув свей наивысшей точки, так же плавно опускается в сторону речки Красненькой. Именно на этом возвышении стояла большая деревянная вышка, геодезический знак.

И если мы посмотрим на карты или планы советского периода, увидим, что за отметкой геодезического знака нанесена просека, которая к современной сетке квартальных просек идет наискосок. Эта вырубка устроена в 1856 году по инициативе владельцев приисков французскими геодезистами Бержье и Аллори, а рабочие для вырубки деревьев были направлены из поселения Вороний брод на реке Пышма.

Дорога идет в восточном направлении, а с обоих сторон видны остатки углевыжигательных печей. В довоенный период здесь в массовом порядке выжигали древесный уголь и были смолокурни, которые также обозначены на старых картах.

По словам старожилов, угле-выжигательные печи - круглой формы, снаружи обложены дерном и сверху засыпаны землей. Были печи и вытянутой формы высотой выше роста человека и точно так же засыпаны сверху землей. В военный период они были брошены. Обвалившиеся и просевшие стояли до 50-х годов, пока полностью не пришли в негодность.

Подходя к речке Красненькой, мы вышли на дорогу и осмотрели состояние обочин. В прежние времена здесь работали копатели. И на сегодняшний день есть много свежих следов их деятельности, но самих людей не встретили.

Маршрут пройден, современная ситуация зафиксирована на цифровые носители, материалы послужат отправной точкой для создания фильма, статей и публикаций для краеведческого сайта.

Александр Копырин, член Русского географического общества
 









 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 111 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров