13:00
В Асбесте до Великой Отечественной войны был профессиональный театр
Разглядывая объемистые папки в архиве городского исторического музея, наткнулся на полуистлевшую афишу, извещавшую об открытии летнего сезона театра «Пролетновь»: ансамбль драмы и комедии под управлением Л.М.Яковлева давал очередное представление

Долго держал в руках  ветхий лист. Полноте! Да было ли это когда-нибудь? С афиши смотрят одухотворенные лица артистов труппы В.Альской, Е.Мирославской, В.Крутовского, В.Тарлоо, Д. Свидерского, Д.Кириллова...

Да, было. В Асбесте в свое время существовал профессиональный драматический театр, помнят о котором очень немногие. Ставили Грибоедова, Островского, Гончарова, Шиллера, Зархи, Гоголя, современных соцреалистов.

Потребность тогда в драматическом искусстве была великая. Но время пришло, на повестку дня выносились более важные вопросы. Тридцатые годы сменились сороковыми. Война. После ее окончания было уже не до театра. Так и ушел он в прошлое.

Но забывать о нем нельзя. Поэтому наш корреспондент попросил поделиться воспоминаниями о театре «Пролетновь» художника В.А.. Абаскалова, отец которого стоял у истоков создания театра.

- Истоки эти, - вспоминает Владимир Андреевич, - надо искать в 1903 году. Тогда по инициативе бухгалтера и кассира Вознесенского прииска Петра Прокопьевича Шабурова был создан драматический кружок имени Федора Волкова. В коллектив вошли рудничная интеллигенция, служащие, члены их семей.

Из архива

10 апреля 1903 года на одном из складов, переоборудованных под театр, состоялось знаменательное событие - драматический коллектив выносил на суд зрителей свои первые спектакли. Поставлены были «Женитьба» Н.Гоголя и «Не зная броду, не суйся в воду» Д.Манфельда.

Трудно представить театральное помещение того времени. Половина так называемого зрительного зала была завалена рудой. Большинство зрителей, придя прямо из разреза и сортировки, устраивались на этих кучах и следили за игрой артистов.

Порой шли со спектаклями прямо в казармы, где жили рабочие, на общих нарах устраивали сцену и вновь начинали творить чудеса.

Из воспоминаний В. А. Абаскалова

- Петр  Шабуров руководил театром лет шесть. После его смерти в должности режиссера остался мой отец - Андрей Абаскалов, как наиболее активный участник коллектива. Шабуров и Манохин (один из основателей кружка им.Ф. Волкова) были наставниками А. Абаскало-ва, привившими любовь к театру на веки вечные. Под их руководством он освоил нотную грамоту, что потом дало возможность руководить и оркестром народных инструментов.

Можно вспомнить еще и других участников коллектива. Допустим, немца Грюна. Кстати, был даже Гитлер. Представляете себе? Почему упоминаю о немцах. В Германии в то время в школах обязательно преподавалась музыка, и любой образованный немец непременно владел музыкальными или художественными навыками. В частности, Грюн увлекался акварелью, что очень привлекало отца. Вероятно, под влиянием этого человека он и стал заниматься живописью.

Из архива

После 1910 года с постройкой специального театрального здания появилась сцена и удобное помещение. Драматический коллектив резко прибавил в мастерстве, ведь с созданием подобающих условий

у «жрецов Мельпомены» появилась возможность работать над репертуаром. В труппу входил разношерстный народ: от простых рабочих до руководителей предприятий.

Из воспоминаний

- До 20-х годов театральный коллектив им.Волкова существовал как любительское объединение. Всего коллектив насчитывал около 60 человек. Помимо актеров в него входили костюмеры, гримеры, декораторы, плотники, электрики, т.е. все, кто по-настоящему «болел» за свой любительский театр. Например, столяр Н. Расковалов, плотник и машинист сцены П. Ланских, киномеханик и электрик А. Якимов.

После революции построенное здание стали называть «Пролетновь». Его возвели после 1910 года с использованием конструкции финских складов: параболическое в основании помещение с пристроенной с торца сценической коробкой. Это давало возможность двойного подъема декораций.

Из рассказов родителей помню, что в репертуаре тогда в основном шла русская классика, особенно популярны были Островский, Чехов, Гоголь (часто ставили «Ревизора»), Это репертуар дореволюционного периода.

Время шло. В Асбест стали приезжать профессиональные актеры. Дело в том, что у актрисы Л. Сибирской в Асбесте жили родственники - Померанцевы. Л.Сибирская часто к ним приезжала. Она была замужем за провинциальным актером и режиссером Л.Яковлевым. Когда Яковлев увидел, что в маленьком Асбесте такой сильный театральный коллектив, предложил пополнить его профессиональными актерами и в перспективе создать в городе свой театр, что и было сделано впоследствии.

Нашли средства, Л.Яковлев и Л.Сибирская получили приглашения в первую очередь. По их рекомендации подобрали группу актеров. Помню Н. Холодова, Ф. Версальского, Д. Даворского. Люди разносторонне одаренные, прекрасно подготовленные профессионально. Одни актеры уезжали, им на смену приезжали другие. Жизнь в театре не замирала.

В 23-24-х годах постоянно ходил в театр с отцом. Меня увлекал этот необычный мир. Заходили в гримерную, а там - целые кучи всевозможного оружия, шпаги с дворянскими гербами на эфесах. В это время там уже присутствовал Л.Яковлев, поэтому, на мой взгляд, 1923-1924 годы можно считать временем становления профессионального театра «Пролетновь».

...В 1931 году на берегу Щучьего озера был построен Дворец культуры по проекту «а ля Корбюзье». Построили «коробку» дворца быстро, но в зимний период технологию строительства не соблюдали, и стена лопнула. Пришлось разбирать и перекладывать. Если не ошибаюсь, в 1932 году профессиональный театр начал свои сезоны в здании Дворца культуры.

Тогда трест «Ураласбест» решил отойти от разовых антреприз и создать полностью профессиональный театр, пригласив актеров на постоянную работу. Л. Яковлев к тому времени уехал из Асбеста. Побывал он здесь лишь во время войны со своим новым театром, созданным в одном из городов области.

Кроме профессиональной драматической труппы, на сцене имел возможность работать и коллектив свердловской оперы. Причем без переделки декораций (сцена позволяла). В 1934-1936 годах трест «Ураласбест» регулярно на летние гастроли приглашал оперный театр. Горком профсоюза буквально в принудительном порядке раздавал рабочим абонементы и обязывал посещать оперные спектакли.

Когда построили Дворец, то театр уже перестал носить название «Пролетновь». Это название осталось за клубом Южного рудоуправления (впоследствии клубу дано новое название - им.Кирова). Именно с переездом во Дворец кончается история «Пролетнови» как таковой и начинается история чисто профессионального городского драматического театра, его третий этап развития.

Была сооружена еще раньше Дворца культуры дополнительная театральная площадка в саду, который в свое время являлся собственностью упраляющего рудником. Площадка была под крышей-раковиной, имелся открытый партер на две сотни человек, появилась танцплощадка. Сад стал излюбленным местом отдыха и гуляний горожан. Соорудили пышные ворота и повесили вывеску: «Сад «Пролетновь». А вот когда появился Дворец, то сад «Пролетновь» постепенно «захирел». Потребность в спектаклях под открытым небом исчезла.

Репертуар к тому времени включал в себя не только классику, сильно было влияние и пролетарской культуры.

Из ведущих, постоянно работающих актеров популярны были Даворский, Истомин, Бартенев (прекрасно играл Артура в «Оводе» Войнич). Режиссера постоянного не было, они ежегодно менялись.

Закат

Он произошел очень просто. Началась Великая Отечественная война. Дворец культуры переоборудовали под госпиталь. Принесли в него все, что было ценным: дорожки, ковры, постельные принадлежности.

Затем пришла правительственная телеграмма, где говорилось, что из Ленинграда эвакуируется завод асботехнических изделий и срочно нужно наладить производство. Управляющим трестом был тогда Н. Пашкин, он и принял решение передать здание Дворца заводу. Госпиталь рассредоточили по школам. А завод в этом здании находился до 60-х годов.

С прекращением существования Дворца культуры тихо-мирно отошел в небытие и драмтеатр. Артисты разъехались, а после войны заняться воссозданием театра не было у городских властей ни сил, ни времени. Были дела, считалось, поважнее.

Театр прочно занял свое место в анналах, навсегда уйдя в прошлое...

Музейная папка, содержащая документы и иные свидетельства о деятельности театра, еще не заполнена. И если старожилы города предоставят интересные факты из жизни драмтеатра и его актеров, можем считать свой долг перед прошлым и будущим исполненным. Он - в нашей памяти.

Юрий Марченков, "А.Р.", 2005






Театр Пролетневь. Позднее клуб им. Кирова


Первые участники драматического кружка им. Волкова, 1905 г.


Участники спектакля "Не так живи, как хочется", 1907 г.
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 242 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров