13:00 Улица Промышленная. История облика и названий (часть 2) | |
Каким все было, когда нас не было? Рассказывает краевед Александр Копырин. Начнем наше движение с самого начала улицы, где въезжает в наш город весь автотранспорт. Только пойдем не по новой современной автодороге, которая является основным въездом в город, а перейдем на старую, которая на сегодняшний день полузаброшена. Двигаясь по старому асфальту, видим с правой стороны за плотной стеной мелких сосновых деревьев насыпь, по которой проложены железнодорожные пути. Вот именно эта насыпь, или, как говорят специалисты, дамба, была построена для железнодорожных путей, которые соединили наш, тогда еще рабочий поселок Асбест, со станцией Баженово. С 1927 года здесь ходили маленькие у паровозы, которые возили продукцию в вагонах и на платформах на станцию Баженово. В 1933 году железнодорожная ветка была перестроена или, как отмечено в исторических документах, «перешита» на стандартную широкую колею. А мы, глядя на насыпь и на просматривающиеся сквозь лес рельсы, можем понять, что вот в таком виде, сквозь года, дошла до нас эта железная дорога. Справа, в теле насыпи, видим большую трубу. Внимательно посмотрев под дорогу, мы можем заметить, что и под автодорогой лежит труба. Это сток для небольшого ручья Кекур, который протекал здесь как минимум с ХVIII века. А ручей этот являлся стоком с озера Каменного, которое до недавнего времени,не упоминалось ни в одном краеведческом материале. Наличие останков ручья на местности интересны тем, что озеро и сток из него описаны и нанесен, на старинных планах 1755 года. Двигаясь дальше, мы выходим к границам фабрики № 5. С левой стороны можно увидеть останки пыльного бункера, с правой - корпуса обогатительной фабрики № 5, построенной в 1955 году. Именно в этом месте, при ремонте железнодорожного полотна, была найдена дореволюционная узкоколейная рельса. В строительстве фабрики №5 принимали участие немецкие военнопленные, проживавшие в лагере, расположенном с другой стороны фабрики. А так же спецконтингент ИТЛ. Но основную часть работы выполнили простые труженики нашего города. Проходя автобусную остановку и переезд у фабрики № 5, справа можно увидеть останки больших ваз на постаменте. Здесь, на месте сегодняшней площадки для проведения техосмотров, был небольшой парк. А напротив, через дорогу, там где кольцо для разворота автобуса, находился стадион. А на месте, рядом со въездом влево, к базе материально технического снабжения, поперек автодороги был железнодорожный путепровод. С правой стороны можно без труда заметить большие металлические бочки, которые в прежние времена, было видно из жилого поселка, который располагался на территории современного Южного карьера. Там хранился цемент. Это завод железобетонных изделий. Завод был построен в период бурного развития промышленности в 40-х годах ХХ века. Для строительства города и новых обогатительных фабрик требовался бетон и металлические каркасы. Все это изготавливались в цехах, расположенных на территории завода. С левой стороны, там, где сейчас находится студия камня, стояла автозаправочная станция для автотранспортных предприятий города. Вот именно сюда приходила трасса узкоколейной железной дороги от современного кирпичного завода. Проходила она вдоль существующей на сегодня дороги на Лесозавод, по трассе современной дороги "бетонки" и, огибая территорию завода РМЗ, приходила в район завода ЖБИ, где была перегрузочная площадка. Отсюда по узкоколейке везли стройматериалы, щебень и песок на строительство кирпичного завода, а сюда, с лесозавода, везли изделия из леса и сам лес кругляк. Все это, потом перегружалось в вагоны широкой колеи и отправляюсь по всей стране. Рядом со студией камня можем увидеть небольшое двухэтажное здание, в котором с 50-х годов ХХ века располагалось общежитие Южного рудника. После того, как было построено новое здание общежития, в этом же здании в период плановой экономики был городской центр по лечению от алкогольной зависимости. Проходя дальше, по левой стороне улицы, за проездом в некогда существовавшее предприятие Управление Механизации № 6, за бетонным забором, можно увидеть новые современные цеха. На этом месте в военный период работал завод по изготовлению снарядов. Некоторые образцы корпусов снарядов были извлечены на поверхность при прокладке траншеи. На сегодняшний день они выставлены, как экспонаты, в городском музее. За железнодорожным переездом с левой стороны промышленный гараж энергоуправления. В одноэтажном здании, расположенном в глубине территории, в середине ХХ века работал продуктовый магазин. Здесь же можно добавить, что на месте железнодорожного тупика, где разгружали котельную соль, еще в начале 80-х годов ХХ века, вдоль путей, росли сосенки. А между сосенками заболоченный участок. И на болотных кочках в небольшом количестве росла клюква. О железнодорожном переезде через улицу Промышленную и путях в этом районе нужно сказать отдельно. Современный путь, уходящий влево на запад, идет на завод РМЗ. От него отходят железнодорожные ветки влево и вправо. А в военный период, именно с этого пути шла железнодорожная ветка по территории города. И проходила она по современной улице Челюскинцев, а затем и проспекту В.И. Ленина к погрузочной площадке, которая располагалась ниже цеха завода АТИ, расположенного в здании современного Дворца Пионеров. Железнодорожная ветка работала до средины 60-х годов ХХ века. Железнодорожный путь, проходящий справа, восточнее от автодороги, за переездом отклоняется вправо и уходит на территорию промплощаки Южного горного цеха. Именно по этой трассе и была проложена первая узкоколейная железная дорога в нашем городе, а это 1927 год. На перекрестке с улицей Труда видим трехэтажный дом, построенный в послевоенный период. Здесь можно обратить внимание на оформление балконов, с декоративной символикой в виде красной пятиконечной металлической звезды посредине. На первом этаже этого дома в советский период размещался детский садик, а во дворе дома был большой участок для прогулок детей. Через дорогу - столовая № 14, которая так же построена в послевоенное время. Торжественное открытие было приурочено к празднику 1 мая 1956 года. А вот напротив двухэтажное здание бывшего управления Южного рудника. Оно необычной формы и построено в военный период. По краям здания две высокие башни, с горизонтальными площадками наверху. В тяжелое военное время здание строилось с учетом ведения боевых действий. На верху башен предусматривалось размещение зенитных пушек. В послевоенный период, в левом крыле этого здания, на первом этаже, до 80-х годов ХХ века размещался городской геологический музей. Напротив здания управления, там где сейчас располагается стоянка автотранспорта и построенные гаражные боксы, было здание Пожарной охраны с высокой наблюдательной каланчей. С неё Н.В.Рубцовым сделаны интереснейшие фотографии послевоенного времени этого района и на снегу видна тень от этой пожарной каланчи. С левой стороны к перекрестку подходит улица Войкова, и если мысленно представить ее продолжение, за современной улицей Промышленной была улица Мопра. Она упоминается во всех краеведческих изданиях по городу Асбесту. И среди поколения асбестовцев, которые строили наш город, она имела почти символическое значение. На месте современной промплощадки Южного горного цеха, расположенной за гаражами, с военного периода была городская база ОРСа. С большим количеством складов и подсобных помещений. Напротив, через дорогу, на месте сегодняшних промышленных сооружений, была территория леспромхоза. Сюда привозили деловую древесину и на пилораме изготавливали большой ассортимент пиломатериала. Здесь же, с военного времени, до начала 70-х годов ХХ века располагались два жилых барака. И почти на самом повороте, где сейчас стоит большой рекламный щит, стоял жилой дом с приусадебным участком. А рядом, там где сегодня работает автомойка, - кирпичное здание старого хлебозавода, построенного в конце 30-х годов. За старым зданием хлебозавода - перекресток с улицей Уральской. И если ее продолжить, после пересечения с улицей Промышленной, на восток, в сторону карьера, здесь уже улица называлась улицей Ленина, это 30-е годы ХХ века. Дальше с левой стороны от дороги располагается коллективный сад. Вся площадь сада это в прошлом большое болото одного из притоков некогда существовавшего озера Щучьего. Напротив коллективного сада, на кромке болота, - полуразрушенное здание Ильинской бани. Название свое она получила по Ильинскому поселку, построенному в довоенный период, намного восточнее. Далее улица идет с небольшим поворотом. По обе стороны брошенная территория. Здесь в 30-х ХХ века был построен большой жилой поселок, просуществовал он до 70-х годов ХХ века. Перед поворотом, с правой, восточной стороны, на улицу Промышленная перпендикулярно выходила улица Трактовая. Эта улица с довоенного периода и до начала 60-х годов ХХ века, была основной для въезда в город. По этой же дороге,можно было уехать к фабрикам № 2 и № 3, а так же в жилой поселок 101 квартала. На этом перекрестке, было излюбленное место контрольного поста сотрудников ГАИ. В выходные и праздничные дни здесь всегда дежурили сотрудники в форме, с многочисленными гражданскими помощниками, которых в тот период называли ОСОДМИЛьцы. После этого, несуществующего на сегодняшний день перекрестка, дорога под небольшим углом поворачивает влево. Именно отсюда и начиналась улица Ленина. А улица шедшая прямо (на сегодняшний день она пересыпана породами) называлась улицей ОСАВИАХИМА и выходила на западный берег Щучьего озера. Александр Копырин, краевед, автор книги "Асбест. Куделька. Копи"
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Новости от партнеров