Дорога знаменита тем, что названа по фамилии нашего земляка.
В нашем районе, да и в соседних, много старых забытых и заброшенных дорог. А ведь совсем недавно, в последней четверти ХХ века, они были проезжими, ими часто пользовались как в промышленных целях, так и в личных, знали их все.
Одним из интересных объектов в плане дорожной сети прошлого ХХ века, можно назвать забытую и не используемую на сегодняшний день дорогу в соседнем Сухоложском районе. Особый интерес представляет то, что она, пожалуй единственная в нашем районе, носит имя своего создателя и называется Пироговский тракт.
Дорога активно работала с довоенного периода и вплоть до 90-х годов ХХ века, когда была построена современная автомагистраль на Сухой Лог, которой мы пользуемся сейчас. Дорога с грунтовым покрытием, шириной по верху до восьми с лишним метров, с глубокими откосами для стока воды и на сегодняшний день находится в неплохом состоянии. А раньше здесь было оживленное гужевое движение, проезжали грузовики и трактора. И по этой же дороге ездили студенты и трудящие в деревни Светлая (тогда еще Ряпасова) и Мокрая, для помощи колхозникам в сельхозработах.
Уместно будет напомнить, что сегодня расстояние измеряется немного по-другому. Виной всему способы передвижения и методика измерения, менталитет человека. Если раньше население мерило дорогу собственными ногами и фиксировало его в часах, то сейчас расстояние измеряют по спидометру автомобиля или по навигатору.
Впервые по этой дороге автору пришлось проехать в летнее время начала 60-х годов ХХ века. Она была накатана, оживленного движения, конечно, не было, но вот пыль за машиной клубилась, как на полевой дороге. Тогда я и узнал ее название - Пироговский тракт. Впоследствии еще не раз пришлось проезжать по этой дороге и посетить лесные массивы, находящиеся рядом. В тот период население было деятельное и активное, сбор грибов и ягод, занятие знакомое любому жителю нашего города. А этих даров леса в том районе, было огромное множество.
В студенческом возрасте, когда появился мотоцикл, по этой дороге ездил неоднократно. И не только по самой дороге. Молодежь в тот период была любознательной и шустрой, на месте не сидели. И мы проехали сворачивали на все боковые дорожки и тропинки, которые были хорошо накатаны. Большинство вели на покосы. Но по некоторым, расширяя «горизонты познания и открывая для себя неведомые дали», мы попадали в деревни Шата, Мелехина, Кунара и выехав на старый Сибирский тракт, - к селу Грязновскому.
После каждой поездки, я разговаривал со своими старшими родственниками и спрашивал о дорогах. Прикладные знания старшего поколения были безграничны и уникальны. Они рассказывали, где и как можно свернуть, что бы проехать ближе или как попасть на какой-нибудь кордон. При этом назывались покосы, их хозяева, где стояли избушки в лесных массивах и фамилии тех, кто их строил. Рассказывали интересные и курьезные случаи, произошедшие на этих дорогах с кем нибудь из родственников. Как «блудили», сбившись с дороги с вечера до рассвета между двух сосен. Ну а тема встреч с медведями и волками - это отдельный сюжет.
В тот период, когда мы стали ходить на охоту и все эти лесные массивы, как нашего района, так и соседних, прошли вдоль и поперек своими ногами, Пироговский тракт еще работал.
Прекратил он свою активную «трудовую деятельность» в девяностых годах ХХ века. Но и после этого его пытались использовать лесозаготовители.
Пироговский тракт находится в соседнем районе, можно спросить, а при чем тут город Асбест? Вот именно этот вопрос может дать много интересной информации.
Дорога построена в довоенный период. На картах ХIХ века ее нет. На картах 1924 года она так же отсутствует, а вот на картах 30-х годов ХХ она уже отмечена уверенной толстой линией, как и все грунтовые дороги района.
Как утверждали старожилы, тракт строился раскулаченными и репрессированными, как раз в период 1937 года. И назван по фамилии руководителя строивших эту дорогу — Пирогова.
Сергей Федорович Пирогов, начальник Главной автотракторной конторы (так называлась предприятие в конце 30-х годов ХХ века) работал в нашем городе с до военного периода. В сентябре 1957 года приказом железного наркома Л.М.Когановича, бывшим в тот период управляющим трестом Союзасбест, освобожден от занимаемой должности.
Нужно напомнить, что в те времена руководители любого ранга на одном месте долго не задерживались. Их постоянно снимали с должности, переводили на другие предприятия, как говорили они сами «тасовали». Кого-то отправляли на работу в другие регионы, в том числе и в Москву, а кто-то попадал под суд и терялся навсегда в бесконечных списках арестованных и репрессированных.
Но С.Ф.Пирогов на своей должности проработал более двадцати лет. Скорее всего, это говорит о его умении руководить предприятием - при любых неблагоприятных условиях. В его подчинении были грузовые машины, трактора, автобусы, большое количество гужевого транспорта (конный обоз). И кроме того при автобазе был участок для ремонта дорог.
Но вернемся к самой дороге. Еще прошлом году пройдя на лыжах по всей трассе Пироговского тракта, мы осмотрели состояние старинной дороги. Кажется, совсем небольшой отрезок - восемь километров. Но какие удивительные пейзажи открылись перед нашими глазами. Решили - здесь нужно пройти осенью, когда деревья стоят в разноцветных нарядах и лист с деревьев еще полностью не облетел, а трава не высохла. Вот именно в это время и в этом году наш коллектив и прошел вдоль старой дороги с необычным названием Пироговский тракт.
Со стороны села Светлого дорога начинается с полей, затем входит в высокоствольный сосновый бор и так, перемежаясь с вырубами и участками березового и осинового леса, густо сдобренного кустарниками, идет в Южном направлении, до пересечения со старой Грязновской дорогой.
Именно так мы и прошли. Но на сегодня северная часть, где дорога выходила к селу отсутствует, она распахана. От асфальтовой дороги мы идем вдоль леса по дороге наезженной сельскохозяйственной техникой. С правой стороны дороги в лесу просматривается относительно большая водная поверхность. Пруд, озеро, болото? Выходим на кромку и удивляемся: везде засуха, ручьи и мелкие речки в лесу пересохли, а здесь относительно большой и наполненный водой водоем.
Замечаем какое то движение в конце водоема и, выглянув из кустов, успеваем рассмотреть удаляющееся филейные части трех кабанов. А здесь, на берегу водоема в грязи, глубокие свежие лежки, - кабаны принимали грязевые ванны.
Еще десять минут хода и мы на месте. Вот он, широкий просвет в сосновом бору, это и есть Пироговский тракт.
Тут же с краю замечаем лежащие на кромке дороги камни. Это часть отсыпки земляного полотна, оставшегося с того времени когда велось строительство дороги. На сегодняшний день полотно дороги на входе в лесной массив представляет собой широкую в 8 метров (по электронной рулетке 8.122) дорогу с кюветами.
По трассе дороги идут следы от колесного трактора и другой техники. Пройдя дальше, определяем, что это, видимо, жители деревни приезжали собирать на дрова валежник. Но не только для этого заезжала сюда техника.
Замечаем: в разных местах, в том числе и на самой дороге, аккуратные ямки разной глубины, сделанные ковшом экскаватора. Сначала мы решили, что это подсыпают грунт на дорогу в низких местах, следовательно, предусмотрена и планировка или грейдирование полотна дороги. Но при внимательном рассмотрении пришли к заключению, что это работы по поиску металлических изделий, (видны следы обуви и мелкие покопки, в том числе, видимо, и руками) обнаруженных в земле современным прибором. Прибор (металлоискатель) купить понятно, не так сложно по современным понятиям, но вот пригнать даже небольшой строительный колесный экскаватор, - это вам не фунт изюма...
В правую сторону, на восток, за лесом просматриваются просветы, это начинаются огромные Шадринские покосы. Перемежаясь с перелесками, тянутся они почти до озера Беткулово.
А мы здесь, у поворота на покосы, обращаем внимание на дорожное покрытие. Сверху видна щебенка, проезжавший трактор «сдернул» верхний слой растительного грунта и перед нами камни размером меньше кулака, зеленоватого цвета, многие с тонкими белыми прожилками. Это не что иное, как серпентинит, с прожилками асбеста из наших карьеров.
Двигаемся дальше и видим, как дорогу пересекает небольшое стадо косуль. Сфотографировать не успеваем, но что делать, такое случается часто. Не только животный мир в этом районе насыщен и разнообразен. Какое многоцветие оттенков осеней палитры видит глаз, а вот современная цифровая видеотехника не может это передать в полной мере. Остается только любоваться оттенками золотой осени, за каждым поворотом новые несравнимые ни с чем картины. Обилие желтых, красных, оранжевых оттенков вперемежку с такой же многоцветной палитрой зеленых создает картину золотой осени.
Но мы шагаем дальше и внимательно смотрим по сторонам. В некоторых местах высота насыпи, по которой идет дорога, более полутора метров. В стороне в лесу валяются крупные камни, которые не были использованы при строительстве, их оставили на обочине и столкнули в лес, что бы не мешали. В одном месте замечаем уложенную под полотно дороги асбоцементную трубу. Речки в этом месте нет, но низина ярко выражена. Скорее всего, во времена строительства тут был ручей. А еще через полчаса замечаем в лесу с западной стороны, небольшой бетонный столбик.
Это геодезический репер заложенный видимо во время строительства, он с номером и железным «пятачком» сверху, все как положено. Из всех этих наблюдений можно сделать вывод, что дорога строилась не просто так, «с разбегу», методом народной стройки. Здесь, видимо, было и инженерное сопровождение, и проект.
Выходим к пересечению со старой лесной дорогой. Она пересекает Пироговский тракт под углом. Вправо, в западном направлении, она уходит на старую Грязновскую дорогу, а влево на восток идет, обходя озеро Беткулово с северной стороны и по южной окраине, некогда существовавшей деревни Чебаки, уходит на деревню Мелехину.
Здесь на развилке дорог, на поверхности дорожного полотна, трактором «сдернут» растительный слой и так же отчетливо видно, засыпанное щебнем верхнее строение дороги. Ну и наш асбестовский щебень с прожилками асбеста не спутать ни с чем.
Сделав замеры на развилке дорог, двигаемся дальше. А вот дальше трасса Пироговского тракта оказалась не прочищенной. Перехвалили работников — сказал мой товарищ. Действительно поперек дороги лежали упавшие деревья, про обочины уже говорить не будем, все заросло кустами, про кюветы вообще помолчим.
Перешагивая упавшие деревья и обходя разросшиеся кусты, через полчаса приближаемся к пересечению с квартальной просекой. Это граница Сухоложского и Богдановического районов. На столбах указатели, а сбоку у дороги на Сухоложской стороне стоит в окопке металлическая труба с флажком, земельный знак. Только вот кто ставил, зачем и что он обозначает, на эти вопросы ответа пока добиться ни у кого не можем.
В западном направлении квартальная просека уходит к садам Светлой, а в восточном направлении «упирается» в озеро Беткулово. Как раз в то место, где в былые годы стоял дом лесника. Квартальная в «рабочем» состоянии по ней активно ездят и, сворачивая на Пироговский тракт, проезжают до второй старинной дороги.
Дорога очень узкая, в восточном направлении вьется извилистой лентой, повторяет рельеф местности и выходит на Шадринские покосы. Затем обходя с южной стороны озеро Беткулово, уходит в сторону деревни Мелехино. В западном направлении дорогу почти не видно, по ней не ездят с середины ХХ века. На сегодняшний день она завалена упавшими деревьями и заросла кустарником. А раньше выходила на старую Грязновскую дорогу.
От пересечения этих дорог до высоковольтной пятнадцать минут хода. И дальше, минуя линию ЛЭП, продолжаем свой путь в южном направлении. Направление дороги немного меняется, она уклоняется западнее и плавным поворотом выходит на старую Грязновскую дорогу.
Пройдя дальше, увидели, что с нее уже сделан хороший заезд и с восточной стороны от Пироговского тракта - гигантский выруб. Частично он уже зарос молодым сосняком. С западной стороны в сосновом лесу так же была рубка. Но здесь все сделано очень хорошо. Остатки сучьев сложены в большие кучи, кустарник почищен и остается только удивляться, что оказывается можно в лесу работать и оставлять после себя приведенную в порядок территорию.
На этом участке мы тоже произвели промеры ширины дороги и кюветов и уже через пятнадцать минут вышли к старой Грязновской дороге. Дорога оказалась так же наезженной и неудивительно, состояние ее неплохое, ям и луж с грязью нет, год сухой, колеи есть на отдельных участках, но их можно объехать, что и видно по наезженным следам.
Пройден еще один маршрут, собраны материалы, произведена кино и фото фиксация на сентябрь 2021 года. В прежние годы мы здесь бывали часто, в те легендарные времена все дороги были проезжие, покосы кошены, а зверя, дичи и грибов в лесу - немеряно...
Как-то, встретившись в этом лесу с сухоложскими охотниками, разговорились, стали спрашивать о дорогах, как ближе проехать, где свернуть. Они в свою очередь поинтересовались, откуда мы так хорошо знаем район и давно ли здесь ходим.
— Да лет пятьдесят, а то и с гаком, — ответили. И рассказали как раньше ездили на озеро Беткулово на рыбалку и охоту, ночевали в доме на берегу озера, как в ненастье приходилось спать в стогах сена. Да много чего можно рассказать при встрече охотникам на лесной дороге.
Вспомнили старое, нашли общих знакомых, помянули ушедших, на том и расстались. Они ушли своей дорогой, мы своей…
...лет пятьдесят, это же полвека…
А. Копырин, краевед, член Русского географического общества
|