13:00
Улица нашей молодости. 3. Короткая память! 1.

Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».

Города как люди. Перед одним благоговеешь, другого уважаешь, третьего любишь, а четвертого терпишь...

Это письмо будет последним, наверное, самым горьким, потому что оно о том Асбесте, который я не приемлю. И любя его как родину, все же не могу умолчать о несовершенстве его характера, как если бы вел разговор о дорогом человеке.

В своем «Путешествии из Кудельки в Асбест» я не раз чувствовал потребность воздать должное недостаткам, которые изучены мной за эти годы не хуже, чем инфузория-туфелька начинающим студентом-биологом. Но пришлось от этого отказаться.

Что толку, думал я, если еще раз назову общепит таким-сяким, службу быта пристыжу, а строителям без намека рубану, что они шаляй-валяй благоустраивают наши дворы. Есть кого покритиковать остро и нелицеприятно. Да ведь сами они про себя больше знают, пути избавления от брака им лучше других известны, и никакое печатное слово их не проймет, только штрафные санкции могут напугать ненадолго.

И решил я, не это самое главное в жизни. С общепитом приходится мириться, никто еще от его безвкусных обедов не отдал богу душу. Со службой быта чрезвычайных сложностей нет — существуют более обязательные и мастеровитые частники. Лужу на асфальте можно стороной обойти. Ну и тому подобное. А вот как, скажи, быть с духовной субстанцией, с памятью, например?

Сколько живу в Асбесте, столько меня этот вопрос занимает. Мы умеем строить дворцы, в недра земные на многие сотни метров заглянули, высчитывая запасы асбеста, сложные ЭВМ приручили, а простая истина в голову никак не достучится. Ее, эту истину, можно высказать по-разному, но, думаю, до сих пор не устарела формула А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Чем же мы можем сегодня гордиться?

Для начала приведу заметку из городской газеты за 22 мая 1933 года. Ее написал по поручению бригады красный партизан Захар Берсенев:

«Прочитав письмо редакции газеты «Асбестов-ский рабочий», помещенное в № 59 (361), о сооружении памятника незабвенному вождю пролетариата Владимиру Ильичу Ленину на Асбесте, мы, бригада столяров, в количестве 5 человек, работающие на Изумруде, с воодушевлением поддерживаем инициативу редакции и отчисляем из майского заработка однодневный заработок. Кроме того, мы обращаемся ко всем комсомольским и профсоюзным организациям Асбеста и Изумруда — немедленно организовать сбор средств на постройку памятника В. И. Ленину. Памятник должен быть открыт в день 16-й годовщины Великого Октября».

Минуло свыше полувека, а памятника Ильичу все еще нет, хотя разговор о нем никогда не прекращался.

И вот я попытался подвести итоги исторической памяти в нашем столетнем городе. Результат получился печальный. Что мы имеем? Три улицы, названные именами земляков: первого председателя Совета А. Д. Ильина, художника Н. М. Аввакумова, Героя Социалистического Труда А. А. Королева; памятник И. М. Малышеву, украсивший поселок его имени; несколько мемориальных досок; обелиск в честь погибших на войне асбестовцев. И все!

В шестидесятые годы был разработан проект памятника борцам за Советскую власть и даже определено место его установки — на перекрестке улиц Уральской и Советской. И где же он? Его нет. Слово автору проекта Владимиру Абаскалову:

«Многие годы в Асбесте не было долговременного плана монументальной пропаганды. И в тот раз сработал сиюминутный принцип. Идея создания памятника возникла за три месяца до 50-летия Великого Октября. Сооружение не было согласовано заранее с областными организациями. Вот вам и •плачевный исход. До сих пор на этом месте торчат какие-то непонятные деревянные ракеты, по всей видимости, олицетворяющие наш прорыв в космос.

Далее последовал такой акт. После пуска в эксплуатацию шестой асбофабрики было принято и обнародовано решение увековечить трудовой подвиг ее строителей. Свердловский скульптор Владимир Егоров, автор памятника И. М. Малышеву, сделал проект архитектурно-пространственного изображения. Но большой начальник, от коего зависело финансирование, оказался в день показа эскизов не в духе, и судьба произведения была решена в один присест.

Кстати, странно, что городской Совет не располагает средствами на монументальную пропаганду, и потому ее будущее определяют малокомпетентные в вопросах искусства, но наделенные властью люди, подобные тому начальнику.

В 1972 году загорелись мыслью поставить монумент к 50-летию СССР. Полтора месяца умельцы шлифовали двадцатипятитонную каменную глыбу, были отлиты на заводе гербы союзных республик...

Печальный опыт повторился.

Когда готовились к 100-летию со дня открытия Баженовского месторождения асбеста, очень хотелось художникам отметить это событие. Но снова ответственные товарищи хватились поздно, пришлось ограничиться установкой камня с обещанием соорудить памятник уже к 100-летию города в 1989 году».

Вот такая ретроспектива. Не ожидает ли та же судьба памятник к 100-летию Асбеста? Один из проектов был опубликован в газете — наступили времена демократизации, но теперь уже сами асбе-стовцы отказали ему в праве на существование, настолько он оказался помпезен и художественно несостоятелен.

Ждет своего часа и мемориал на бульваре Победы. Три тысячи горожан погибли на фронтах Великой Отечественной войны, их имена, пока еще не поздно, надо собрать и отлить в металле, высечь на мраморе. Средств нет? Можно обратиться к народу— никто не откажется помочь святому делу. Это и будет лучшая пропаганда воинской славы наших отцов, дедов, прадедов.

Знаешь, что мы хорошо умеем делать? Разбрасывать камни. Их у нас от въезда в Асбест и по всей территории — в изобилии. Не пора ли начать их собирать?


Предыдущая публикация
( Продолжение следует.)

А. Чечулин  "Асбест" 1986 г.

 


 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 192 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров