13:40 Сыны России | |
О судьбах земляков, вплетенных в историю страны.
В ноябре 1943 года около двадцати семнадцатилетних асбестовских парней были направлены в учебно-танковый полк. Сегодня 17-летних мы нередко считаем детьми, излишне пестуем и нежим. А тогда, экстерном окончив учебу, получив на Уралмаше новенькие боевые машины СУ-85, мчались комсомольцы в эшелоне навстречу опасности с одним желанием - бить ненавистного врага. У многих из них отцы воевали на фронте или уже погибли. Слово ветерану Александру Макаровичу Мартынову: - Помнится, выгрузились на станции Рудня и. сделав марш-бросок на Витебском направлении, вступили в бой. Страшно ли было? Признаться, поначалу страха не чувствовалось, взрывы воспринимались, как отладка в асбестовом карьере. Но вот ранило одного товарища, убило другого, третьего. Тогда только дошло до сознания, что война - это чересчур серьезно. Из 20 молодых асбестовских ребят, что уезжали вместе из родного города, остались в живых лишь несколько человек. Погибли Михаил Гоглев. Иван Суслов, Иван Белоусов... Много лет работали экскаваторщик Владимир Бердышев, художник Виктор Шахтарин, механик автохозяйства Павел Ширыкалов. Александр Макарович вспоминал: - После форсирования реки Дубица машин) нашу подбило, меня контузило. Пока ремонтировали самоходное орудие, я отлеживался в полевом госпитале. Догнали свой 1021-й самоходный артиллерийский полк, который входил тогда в 14-ю отдельную противотанковую бригаду под командованием Головко. Первая награда - знак "Отличный танкист". На фронтовой фотографии экипаж боевой машины: командир узбек Нишанбаев, механик-водитель Мартынов, командир орудия украинец Пешной, заряжающий поляк Тарима. Интернациональный экипаж. Это было в порядке вещей. Собственно, в этом боевом, трудовом и духовном единстве и заключалась та могучая сила, которая победила натренированного, до зубов вооруженного и до крайности наглого и коварного врага с презренным именем - гитлеровский фашизм. Орден Красной Звезды он получил за участие е прорыве долговременной, глубоко эшелонированной обороны фашистов в Восточной Пруссии и за взятие городов Пилькаллен и Рагнат. За Кенигсберг на его груди засиял орден Красной Звезды. А вообще-то механику-водителю Мартынову и всему интернациональному экипажу поразительно везло. Видимо, сопутствовал этому боевой опыт Самоходное орудие после форсирования реки Дубица, пройдя через многие бои, осталось целым до самой победы. Когда из Восточной Пруссии вернулись в Белоруссию, сдали его колхозу, где приспособили машину для перевозки тяжелых грузов. А сам экипаж - на переформирование. Поскольку бывалому фронтовику, кавалеру трех орденов Мартынову было еще неполных 20 лет, пришлось ему по этой причине еще служить да служить, обучая боевому мастерству новый экипаж сложного и секретного для тех времен танка. О службе его в послевоенный период рассказывает солдатская газета "Защитник Родины": "Отличные танкисты - гордость всего подразделения, по ним равняются другие, им подражают. Экипаж этот получил 92 поощрения от командования. Старший сержант Мартынов имеет звание мастера вождения средних танков...". Уволен в запас Мартынов лишь в конце 1950 года. Не пошел он искать легких путей, а вернулся в Центральное рудоуправление. Анна ПОПОВА. | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |