12:30
Столбовая дорога. Сибирский тракт
Группа асбестовский краеведов прошлась по старому Сибирскому тракту, обнаружив интереснейшие свидетельства старины.
Часть 2. (Часть 1 - здесь)


Село Грязновское раньше считалось очень крупным. Вдоль дороги мы видим дома различной степени сохранности и размерности. Есть и параллельные улицы, и современные каменные дома, а также многоквартирные двухэтажные дома за перекрёстком рядом с храмом. Но вот
что порадовало: на асфальтовом полотне автодороги на ямах свежие заплаты. В центре села напротив церкви административное здание и на постаменте танк. А ещё двухэтажный
магазин с надписью советского периода «Универсам». В былые времена советского периода многие проезжавшие по трассе заезжали в этот магазин и, как правило, что-нибудь покупали.

Мне этот магазин запомнился совсем по другому случаю. В конце 70-х годов ХХ века, заехав
сюда так же с трассы, мы шли в магазин. А вдоль дорожки стояла большая скамейка, на которой сидели старушки, они с улыбками и неподдельным интересом разглядывали приезжих. Поздоровавшись с нами первыми, одна из бабушек спросила меня: не Степана ли я родственник, может сын? И сама же покачала головой.

Проходя дальше, я услышал за спиной оживленный разговор, бабушки прикидывали мой возраст, что-то высчитывали. Я прошёл в магазин, но вопрос, заданный старушкой, засел в голове. Нет, я не сын Степана, но внук, мой дед Степан действительно родился и жил в селе Грязновском, осенило меня. Выйдя из магазина, я подошёл к старушке и стал спрашивать, про какого Степана она говорила. Оказалось, она говорила действительно про моего деда! Как давно это было… Мой дед, рождённый в селе Грязновском, совсем ещё молодым человеком прошёл через революцию и гражданскую войну, с лихвой помотался по стране в тяжёлые грозные годы. И в конце 30-х годов ХХ века осел в Асбесте. Он иногда приезжал в село, потом рассказывал дома о нём, но я в то время, будучи школьником младших классов, естественно ничего не запомнил. А здесь, спустя полвека, деда кто-то помнил! Теперь вот магазин на месте, правда с другой вывеской, но нет уже этой скамейки, да и тех бабушек тоже нет…

От верстового столба
В центре села вдоль дороги установлен старинный каменный верстовой столб. В разговоре с местными жителями узнал, что он валялся где-то в лесном массиве, значит это настоящий, один из тех, которые были установлены вдоль всего Сибирского тракта.
Выехав из села по грунтовой дороге, проехали на поле и рядом со свалкой, увидели ещё один старинный ориентир. Старая Угольная дорога, которая шла со стороны асбестовых копей, по ней с дореволюционных времён возили древесный уголь на Каменский завод. С этой Угольной дорогой связано много легенд, воспоминаний и примет у старожилов, проживавших в Грязновском в дореволюционный период.

А мы, зафиксировав её на современные цифровые носители, двинулись дальше. За пересечением с автодорогой, ведущей в сторону Барабы, трасса старого Сибирского тракта, пересекая поле, вновь идёт по лесу. Здесь, в лесном массиве, сохранность старой дороги почти идеальная. Двигаясь вдоль дороги, с интересом смотрим по сторонам. Мечтаем увидеть хотя бы старый пень от тех берёз, которые были высажены при строительстве вдоль всего Сибирского тракта. И нам повезло, мы увидели сначала один обломок старой берёзы, затем второй, но в более сохранном варианте. Радостными восклицаниями выразили своё отношение к находке, и от наших громких разговоров в лесу сорвалось с лёжек небольшое
стадо косуль. И увидеть их воочию совсем рядом с нами — это, конечно, здорово. Тем более, что на этом участке трасса старого Сибирского тракта подходит близко к автодороге, и звуки проходящих автомобилей долетают до нас отдельными обрывками.

У обломков старых берёз остановились, осмотрели со всех сторон сохранившиеся раритеты, сфотографировались и, конечно, произвели измерения. Один обломок старой берёзы
доживает, наверно, последний период. Ещё пару сильных ураганов с ветром — и он упадёт, как и почти истлевший ствол этого дерева, лежащий рядом поперёк дороги. Со вторым
деревом дело обстоит лучше. Видимо, много лет назад верхушка дерева была сломлена бурей, и на месте слома на сегодняшний день растёт два параллельных берёзовых ствола. Видимо, это и даёт силы корневой системе старого обломка. Выглядит он вполне неплохо для своих вековых лет. Невозможно удержаться, чтобы не промерять между ними расстояние. Расстояние составляет 32 метра 38 сантиметров. Если переводить в сажени без учёта мелких сантиметров, получается 15 саженей.

Уже через  полкилометра трасса старого Сибирского тракта пересекает современную автомагистраль и с плавным поворотом влево уходит на восток к деревне Билейке. Здесь сохранность старой дороги также в отличном состоянии. Полотно накатано, и, по всей видимости, здесь проходит периодическое перемещение колёсной сельскохозяйственной техники. На краю дороги видим ствол старой берёзы, осмотрев дерево, пришли к заключению, что это берёза не периода строительства Сибирского тракта. Но дерево примечательное, крупный кряжистый ствол, и с южной стороны ствола в заросшем отщепе — гнездо небольшой птички.

Дальше трасса старой дороги выходит в поле, и здесь дорога используется, наверно, круглогодично, потому наезжена, как асфальт. Дальше с небольшими поворотами заходит
в деревню Билейку. Деревня Билейка примечательна тем, что на её территории была пересыльная тюрьма для арестантов, которых перегоняли этапами в Сибирь. На сегодня деревня относительно небольшая, но пока живёт и работает.

Наверно, именно здесь уместно сказать, что на старинной карте вдоль старого Сибирского тракта отмечены почтовые станции, и находились они в Белоярке, Билейке и деревне Паршиной. Дальше старый Сибирский тракт частично проходит по селу Тыгиш и продолжается своим прямым
маршрутом по полям в сторону деревни Быково. Там трасса обходит деревню с южной стороны и, пройдя вдоль леса плавным поворотом, теряется на распаханных полях. Здесь
на месте от старого Сибирского тракта ничего не осталось. Но если глянуть на старую карту, можно понять, что дальше тракт проходил в направлении современного города Богдановича и дальше в сторону села Чернокоровинского, через деревню Паршина и дальше на город Камышлов.
 
Наш путь по небольшому отрезку старого Сибирского тракта окончен. Кроме информационного материала очень много впечатлений эмоциональных, которые перекрывают все другие этапы нашего присутствия на этой древней дороге. Хорошая погода, которая сопутствовала нам на всём протяжении нашего пути, добавила положительных эмоций. Некоторым из нас понравились полевые пейзажи участков старой дороги на полях, но самое большое впечатление, конечно, произвели лесные участки именно на том месте, где сохранились хорошо видимые насыпи от тротуаров. Именно по этой дороге гнали лихие тройки ямщиков до следующей станции. В зимний период из центральной России катили санные обозы на Ирбитскую ярмарку. Здесь же двигались тележные обозы местных крестьян и шли понурые колонны арестантов.
Как давно это было…

Александр Копырин, краевед, действительный член Уральского историко-родословного общества, член Русского географического общества.







Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 107 | Добавил: irinaatanasova | Теги: Столбовая дорога. Сибирский тракт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров