12:30 Поход в окрестности Алтыная: найдем ли шахту? | |
16 октября 2022 г вдвоем с Максимом Шишминцевым вышли на маршрут в окрестности поселка Алтынай. Там много интересных мест и еще не все они нами обследованы, хотя выходили туда уже десятки раз. Задача виделась не сложной. Есть план 1952 г, начерченный военными людьми. На плане железнодорожная ветка, шахта, бараки, кладбище военнопленных. Нам нужно хотя бы что-то из этого найти. Все пошло немножко не так. Во-первых, Максим забыл сапоги, и пришлось ему ходить по лесу в парадных кроссовках. Во-вторых, гладко было на бумаге… На плане положение кладбища показано, как мы поняли, в полутора километрах от шахты. Хотя это не факт, но решили добросовестно отработать номер, зайдя в лесной массив на этом расстоянии и двигаясь на юг. Понятно, что если его никто не пометил в последние 30 лет, то найти шансов мало. Почти нет. Сразу обнаружили следы некого поселения. Не заросшая лесом площадка, яблоня, столбы, остатки заграждений и колодца. Нет ям от погребов. Возможно, в далекие колхозные времена здесь был пункт отстоя сельскохозяйственных животных. Но это предположение. Вокруг встречаем много разведочных (как мы поняли) канав в форме правильного прямоугольника. Встречаем и штыри, очевидно используемые разведчиками недр.Дальше идем по старой дороге, осматривая прилегающие массивы. Сама дорожка хранит предметы гужевого назначения. Выходим к месту, где была шахта номер 5 Ключевского шахтоуправления. Само это шахтоуправление появилось перед войной. В июне 1940 г существовало Черемшано-Ключевское шахтоуправление. Секретарем комсомольской организации Черемшано-Ключевского шахтоуправления в 1941 г был Сысолятин Иван Матвеевич (1923-2006), будущий Герой Советского Союза и генерал-лейтенант. Во время войны Ключевское шахтоуправление работало на Облтоп. Первые военные годы Ключи работали неважно, особенно в части транспортировки угля. Газета «Уральский рабочий» писала 12 июня 1943 г: «На Ключевской шахте есть тракторы, но на них уголь не транспортируют. Все надежды возложены на канатную подвесную дорогу, а строят её черепашьими темпами». Это вообще неясная история. Когда железнодорожная ветка заменила канатную дорогу – не понятно. Скорей всего, в 1944-45 гг. В эти годы шахта была на хорошем счету и получала премии и переходящие знамена. Кроме местного населения работали здесь в 1945-47 гг интернированные и пленные разных национальностей, в том числе и женщины (немцы, поляки, даже один украинец помер здесь и похоронен). Это все контингент Артемовского лагеря 523. Его численность (алтынайская шахта «Ключи») — 219 человек. Работала шахта до конца 50-х годов, это тоже известно по косвенным данным. В районе бывшей шахты местность изувечена до предела. Огромные ямы (видимо уголь добывали здесь и открытым способом), разрушенные здания постройки, видимо, 80-х или 90-х годов. Не видно ни шахты, ни насыпи железной дороги. Вопрос: была ли здесь узкоколейка или широкая колея? Решаем осмотреть насыпь со стороны ст. Алтынай. Найденный костыль серьезных размеров. Шпалы, которые валяются на обочине, тоже длиной около 2,5 м – такие ставят на широкую колею. Но это еще не факт. Возможно, какие были шпалы, такие и ставили… Не отпиливать же их… Эта ветка и леспромхозовская УЖД к Ирбитскому озеру сходились в одной точке у ст. Алтынай. Там было паровозное депо. Этот аргумент в пользу того, что и на шахту была ветка. Но вопрос требует дальнейшего изучения…. Решаем пройти последний километр леспромхозовской узкоколейки ногами. Она идет по болотистой местности, заросшей лесом с преобладанием кустарника. Выходя к трассе, метрах в двухста от автодороги находим… мельничный жернов! Откуда он здесь? В Ирбитских вершинах мельницы, вроде, не было… И была бы, то не в этом болоте… Кто притащил жернов и когда? Был он, похоже, уже скрыт перегоревшей листвой и травой, а найден, думаем, искателями металла, следы которых повсюду. Не они ли отбили у него край? В состоянии повышенного удивления выходим на трассу жд. Ба, шпалы то здесь тоже не короткие… Много железобетонных быков. Следы это эстакад и паровозного депо или той канатной дороги? Пока не знаем… Вот точка, где, кажется, соединялись ветки жд на шахту и лесовозная. А это остатки склада угля. Последний уголь Ирбитско-Вершинского месторождения… Лежит здесь десятилетия. Таким выдался этот день. Кто скажет, что он прошел в пустую? Ю.Сухарев, краевед, член Русского географического общества | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Новости от партнеров