13:00
Поезд милосердия. 21
В документальном репортаже из Великой Отечественной на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний, Анна Седункова-Попова  рассказала о боевом пути сандружинниц  в составе военно-санитарного поезда. Некоторым участницам не исполнилось, тогда, еще и 20-ти...
( Продолжение. )

СЛУЧАИ КУРЬЕЗНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Немало курьезных случаев подбрасывала нам художественная самодеятельность, порой с долей больших и малых неприятностей. Это случилось зимой в городе Орске. Стоим в резерве. Дни коротки, сидеть в темноте надоело. Тоска зеленая. При станции обнаружили добротный клуб.

-    Почему бы нам не выступить здесь с концертом? Решили единогласно. Замполит поддержал, но клубное высокое начальство потребовало от нас разрешения местного цензора. Охота пуще неволи. Побежали мы с Марией к горлиту. Долго искали его. В ГК ВКП(б) сказали: «Только что ушел», в горсовете, в редакции - ответ тот же. Кто-то посоветовал: «Идите в горком комсомола, авось он там».

Наконец-то мы его встретили. Болезненный немолодой мужчина, заросший рыжими с проседью волосами. Сидит в нетопленой, адски холодной комнатушке. Ушанка плотно закрывает уши. К тому же цензор оказался глух. Смотрит на нас недоверчиво. Пришлось объясняться с ним на полные децибелы наших голосов. Посмотрел программу и сразу же заартачился: ему, де, незнакомы эти стихи и песни.

-    А мы познакомим вас! - заявили неунывающе.

Усадили его на середину дивана, сели по обе стороны.

Подняв уши его шапки, приблизили лица к самой голове и начали на два голоса громко читать стихи, спели все песни, охрипли до невозможности и замерзли к тому же изрядно. Но плясать почему-то не стали-наверное, он, устав, поверил нам или просто сжалился скорее над собой, ведь замерз тоже здорово. К нашей радости, поставил печать и желанное слово: «Разрешаю».

До концерта оставалось полтора часа, а дорога пешком дальняя, пришлось спешить. На дверях клуба по-прежнему висит объявление о предстоящем концерте. Толпятся подростки. Но - увы и ах! - поезда нет. Военный комендант объяснил нам: отправил его часа четыре назад в сторону Москвы, так что догоняйте.

У нас, проголодавшихся, словно птенцы, ни копейки денег. Ночь провели в каком-то товарняке, который вез новобранцев, днем удалось пересесть на попутный санпоезд, где нас выслушали с сочувствием и накормили. И лишь на третьи сутки оказались мы в родном доме на колесах. Журить нас не стали, ибо уходили мы с разрешения замполита.

Но и этот случай не послужил уроком, и летом мы с Машей опять отстали, по-моему, по схожей причине. На этот раз запомнились тамбуры и паровозы. На узловых станциях требовалось интуитивно определить, какой из десятка поездов отправится первым и именно туда, куда мы стремимся.

Стоим в темноте между составами и зорко прислушиваемся, какие тормоза зашипят первыми, и мчимся туда, заскакиваем в тамбур. Но почему-то шипение не здесь, а через состав, где, лязгнув цепями и буферами, поезд медленно трогается - кидаемся под соседний вагон, На ходу прыгаем в последний тамбур и едем туда, сами не знаем куда.

Ночью так прохладно, что наши хлопчатобумажные гимнастерки совершенно не греют, снимаем с ног портянки и закрываем ими плечи, но под утро все равно замерзаем и бежим к паровозу, что изрыгает из себя огненные куски шлака. Хорошо-то как! Подставляем то грудь, то спину, то бок... Потом опять едем чуть ли не на цистерне, снова замерзаем и снова греемся таким же образом у ФЭД, где чистят топки.

Днем попросили у коллег встречного ВСП еды, а впереди опять холодная, голодная ночь в беготне среди составов. Инициатива, вероятно, наказуема даже Богом-не надо было высовываться - не отстали бы.

Как сказал один из комендантов, наш “родненький” мчится уже по Украине, но мы не теряем надежды догнать. Где-то под Полтавой заявились раным-рано в военную комендатуру. Стоило войти в помещение, послышался дружный хохот ребят в военной форме. Вид наш был просто смешон и жалок. С головы до ног в паровозной гари и угольной пыли, только белки глаз да зубы торчат, как у шахтеров.

Но нам в те минуты было не до внешности: не дай Бог погрузка раненых состоится без нас.

- Откуда вы, бедные сержантики? С какого фронта пожаловали к нам? - посыпались насмешливые вопросы.

А когда мы объяснили, «пока нет самого» (коменданта, значит), ребята по-братски пожалели нас, позволили в соседней комнате умыться, угостили яблоками и популярно объяснили, на каком конкретном поезде мы можем быстрее догнать своих. К тому же цель наша была совсем близка.,.

Когда состав ставили на годовой ремонт, нас непременно направляли на подмогу работникам местных госпиталей. Особо запомнился Иркутск. Ужасно ветреный и холодный зимой. С предлинным высоким мостом через Ангару. Идешь по нему, - словно на семи ветрах, насквозь продувает даже теплую шинель. Да и дома в этом городе запомнились большими, улицы-широкими. Все тут сделано с сибирским размахом.

Попали мы в госпиталь, где потолок и окна в палатах превысокие, как нигде. А главное, что оставило неизгладимое впечатление, - это несчастные мальчики-фронтовики без обеих рук, сердце обливалось кровью при виде их красивых лиц. Почему-то Они, с культяшками, были постоянно в быстром движении по палате, по всему отделению. Безногие здесь тоже лечились, но вот такие запомнились навсегда. Кормили их с ложечки, утешали какими-то словами, но чувствовали - это все не то, не то...

И еще госпиталь в Кургане. Отсюда увезли впечатления вовсе не грустные. Здесь поручили нам культмассовую работу: вместе с выздоравливающими репетировали скетчи, новые песни и стихи. Госпитальным сестрам было не до этого в силу занятости, и все были рады свежему ветерку в однотонности повседневной текучки.

Представьте наш концерт. Сцена на сгибе двух широких (когда-то школьных) коридоров. Из палат лежачие «выехали» на собственных койках, ходячие расселись на стульях. Многие стоят около стен и окон. Артисты и зрители тесно смыкаются локтями.

Не помню названия того скетча, суть его в том, что раненый в госпитале делится с медсестрой своими сердечными переживаниями. Получив на фронте вместе с посылочкой записку от незнакомки Дуси, он начал с ней переписку. И заочно влюбился. За подвиг в бою командир разрешил бойцу краткосрочный отпуск домой, и он помчался к своей заочной невесте. Но ждало его глубочайшее разочарование: Дуся оказалась старенькой бабушкой. Писала же ему нежные письма для поддержания духа...

Артистка-сестра - это я. Белый халат на моей спине завязан бретельками. Спектакль начался, но зрители хохочут, коридоры взрываются от мужских голосов. В чем дело - не пойму, ведь содержание совсем не смешное, наоборот, весьма грустное. По ходу действия я должна встать и подойти к раненому - артисту, но что это? Не могу подняться со стула, хохот усилился, вот тогда-то и выяснилась причина его: ближайший зритель привязал меня бретельками на халате накрепко к спинке стула. И кончился наш спектакль всеобщим смехом. Глупо, но зато веселее не придумаешь...

Поскольку ремонт подвижного состава продолжался, решили мы в один из вечеров выступить в вокзальном агитпункте. Агитпункты тогда были на всех крупных станциях, это нечто вроде клуба со сценой и зрительным залом. В них тоже толпился военный люд, и было тесно от серых шинелей денно и нощно. Здесь читались лекции, проводились политинформации и концерты, можно было прочитать свежую газету или журнал, послушать радио. Отсюда снабжались газетами воинские эшелоны и санитарные поезда. Мне нравилось бегать за газетами, и всякий раз получала целую охапку разных изданий. Особенно популярны были «Правда», «Комсомольская правда» и областные издания. Проезжая нашу область, непременно получали «Уральский рабочий» и «На смену!».

Отвлеклась, вернусь к нашему концерту на агитпункте Курганского железнодорожного вокзала. Программа наша на этот раз пошла прахом.

Длинная петляющая тропинка от госпиталя до вокзала шла заброшенным пустырем. Двое выздоравливающих «артистов» и несколько наших девчат впотьмах торопились к началу концерта. И вдруг им преградил путь сам начальник госпиталя (очень строгий офицер) и скомандовал раненым: «Назад! Шагом марш!».

Палочками-выручалочками на концерте явились наши танцорки Мариолла, Руфа с Таей и кое-кто из чтецов. Вечер этот изрядно попортил нам нервы, но публика, похоже, этого не заметила. А из Курганского госпиталя получали потом письма о том, что с благодарностью нас вспоминают и скучают.

( продолжение следует.)

Анна СЕДУНКОВА-ПОПОВА.
Поезд милосердия. Асбест, 2003 г.

 


Коллектив эшелона ВСП №241  апрель, 1945г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 48 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров