13:00
Поезд милосердия. 10
В документальном репортаже из Великой Отечественной на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний, Анна Седункова-Попова  рассказала о боевом пути сандружинниц  в составе военно-санитарного поезда. Некоторым участницам не исполнилось, тогда, еще и 20-ти...
( Продолжение. )

КАТАСТРОФА В ТЫЛУ. ДЕВЧАТА НЕ РАСТЕРЯЛИСЬ. 2

Вернусь, однако, в свой эшелон в то трагическое утро. На полу в коридоре перевязочной и аптеки лежит укрытый простыней труп санитарки из 14-го вагона Нины Ме-шалкиной (из Челябинской области). С содроганием сердца открываем лицо погибшей. Г олова ее вытянута наподобие дыни. Большего не запомнила, да и рассматривать была не в силах.

Не хотелось верить, что она не дышит, никогда не засмеется, не запоет. Она не существует. Наша Нина. Невысокая, кареглазая, русоволосая комсомолочка, запевала и солистка нашей художественной самодеятельности. Пела она задушевно и красиво. Особенно запомнились песни в ее исполнении «Дивлюсь я на нибо», «Землянка». Голос такой нежный, трепетный и чистый, что его можно сравнить лишь с голосом знаменитой певицы 60-70-х годов Анны Герман.

Раненые любили ее песни и просили исполнить еще и еще. Работала Нина безотказно и самоотверженно. Но ей казалось этого недостаточно для общей Победы, и она не раз писала И.В. Сталину письма с просьбой отправить ее на фронт. В то утро Нина, как всегда, была веселой и ласковой с пациентами. Они с Верой Квитко в своем кригеровском № 14 кормили раненых, загипсованных до пят, лежавших на трехъярусных носилках. Вот Нина побежала зачем-то к раздаточной, оглянулась, сияя улыбкой (перед этим раненые шутили). И видение исчезло. Все полетело. Она попала под заполненный водой большой бак...

Оставили трупы санитарки и погибшего вместе с ней раненого по фамилии Носик на станции Байка Саратовской области, недалеко от города Пензы. Их вагон в то трагическое утро перевернуло, отбросило в сторону. Он был расколот на части, а двери заклинило. На матрацах сотрудники ВСП тащили пострадавших в чудом уцелевшие вагоны, поместили их на пол. Стоны и боли немного притихли после того, как сделали всем перевязки, обезболивающие инъекции, дали выпить вина.

Автор этих строк находилась тогда в 9-м жестком вагоне. Раздавала лекарства, держа в левой руке миску с таблетками. Вагон подпрыгнул так, что раненые полетели с полок, кто застонал, кто закричал, кто заматюгался. Миска куда-то укатилась, таблетки разлетелись. Я же, потеряв равновесие, полетела вперед, но успела схватиться обеими руками за последние металлические поручни.

- Сестра! Сейчас же беги к машинисту и отматери его!

-    Не дрова же он везет! - закричали подопечные.

Помогла им подняться и прийти в себя, а потом решила бежать, но в этот момент вошел бригадир Пушков. С виска по лицу бежит кровь, сам хромает.

-    Что случилось, Андрей Андреевич?

-    Выгляни на улицу, узнаешь, - ответил и поковылял в 10-й соседний на перевязку.

С маху открыла наружную дверь и остановилась, не заметила даже, что правая рука в притворе (между дверью и косяком). Ни с того ни с сего тяжелая дверь как бабахнет - и сдавила пальцы аж до крови. Так и остался до сих пор один палец с рубчиком, а ноготь - уродцем, раздавленным пополам. Тогда же, замотав бинтиком пальцы, поспешила в хвост эшелона, но его не оказалось. И надо же было попасться на глаза замполиту Григорию Борисовичу Бедрину, который приказал немедленно быть в перевязочной - туда начали поступать пострадавшие и со старыми, и с новыми ранами.

В своем донесении начальнику РЭПа № 27 о чрезвычайном положении майор Бурдэ сообщал: 12 января 1944 года в 9 часов 10 минут на станции Байка у входного семафора в хвост поезда врезался на полном ходу товарняк с боеприпасами (паровоз ФД)...

В результате катастрофы последний вагон ВСП-ледника оказался приподнятым кверху, разбитым вдребезги, а крыша его оказалась на паровозе.

Последний вагон-изолятор кригеровского типа по трафарету № 15 оказался снесенным с тележки и разбитым в щепы. В нем находились 12 ранбольных и две сотрудницы поезда.

Третий с конца вагон-кригер (№ 14) оказался опрокинутым и также разбитым на части. В нем находилось 32 ранбольных и четыре сотрудника поезда. Четвертый с конца вагон-кригер (№13) почти не пострадал. Лишь сместилась с места тележка, ввиду чего он дальше следовать тоже не мог...

Из разбитых вагонов извлечены два трупа - санитарки поезда Мешал киной и раненого Носика. ..13 ранбольных и 4 сотрудника извлечены с выраженными повреждениями (переломы, кровотечения, ожоги). Остальные отделались ушибами, царапинами, ссадинами, синяками и т. д.

Одновременно с извлечением ранбольных из разбитых вагонов была широко развернута работа перевязочной. Всем пострадавшим была введена противостолбнячная сыворотка, получившим шок поставили камфору, морфий, провели шинирование переломов, перевязки. Озябшим и окоченевшим дали вино.

Вечером пострадавшему эшелону для тяжелых раненых были предоставлены два кригеровских вагона из стоявшего в Ртищеве ВСП № 192. Наш поезд был разгружен досрочно, 15 января, в Сердобске, Пензе, Саранске.. .Позже стало известно о тринадцати скончавшихся раненых, которые пострадали в той железнодорожной катастрофе...

( продолжение следует.)

Анна СЕДУНКОВА-ПОПОВА.
Поезд милосердия. Асбест, 2003 г.

 


Коллектив эшелона ВСП №241  апрель, 1945г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 31 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров