13:00
По делам государства. 2. Как рудокопы во Франции оказались.
Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».

Предыдущие главы

Растущие объемы производства горных работ и необходимость выполнения их в сжатые сроки на нескольких горизонтах карьера одновременно требуют создания новых горных и транспортных машин большой единичной мощности и, в первую очередь, гидравлических экскаваторов с ковшом, вмещающим 12—20 кубометров, и автосамосвалов, рассчитанных на перевозку за один присест 180— 200 и более тонн горной массы. Уже сейчас оправдывают себя в асбестовых карьерах 75-тонные БелАЗы, а вот гидравлических экскаваторов на комбинате Ураласбест нет.

Когда узнали, что одна международная фирма, квартирующая в Париже, занимается строительством гидравлических экскаваторов, то решили познакомиться поближе, а если возможность появится— попробовать новинку на уральском габбро.

И вот Кашин во Франции, где в годы первой мировой войны сражался с бошами солдат из Кудельки Иван Шабуров.

Понимал асбестовец, что дело доверено наисерьезнейшее, государственное. Потому днями не вылазил из карьера, где работали машины на гидравлике, стал своим в учебном центре по подготовке операторов, как называют во Франции экскаваторщиков, словом, доходил до сути, до сердцевины дела.

В редкие часы отдыха переводчик из четвертого поколения русских эмигрантов показывал ему красоты столицы. Герман впервые повидал богатства Лувра, подлинники великих мастеров живописи, Любовался химерами собора Парижской богоматери, Эйфелевой башней, чья высота напомнила гигантскую трубу РефтГРЭС. Побывал у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез...

Да простят истинные любители искусства асбестовскому машинисту, что больше всего его мысли занимал... экскаватор. Схемы снились и в гостинице, и позже, когда оказался дома.

На словах всех впечатлений не выскажешь. Одно совершенно точно — хороша машина во французском карьере. А какова у нас окажется? Вон сколько взрывчатки надо, чтобы «скалу» взорвать. Коэффициент крепости руд и породы в Асбесте колеблется от 8 до 12.

Когда в Асбест приехали французские и западногерманские специалисты для наладки экскаватора (закупили все-таки!), Герман Кашин стал главным консультантом участников монтажа и посредником между горняками и иностранцами. Бывало, что представители фирмы сами запутывались в сложнейших схемах, тогда на помощь приходила уральская сметка. Известный на руднике энергетик-новатор Эдуард Егиазарьян, поблуждав взглядом по чертежам, высказывал весьма точную мысль. «Гросс-мужик!» — восхищались заграничные инженеры.

Экскаватор на гидравлике делает в асбестовом карьере первые шаги. Еще рано предсказывать его судьбу, хотя бесспорно — эта конкретная конструкция требует более мягкой породы. Бесспорно другое — будущее за гидравлической машиной. Такого мнения единодушно придерживаются и ученые, и производственники. Значит, новому направлению в карьерной технике быть!

Пожалуй, лучше всего узнать о перспективах развития комбината из первых уст. От генерального директора В. И. Степанова. Но прежде—несколько слов об этом человеке.

Виктор Иванович Степанов знаком мне не понаслышке. Пятнадцать лет назад, когда он был директором четвертой асбообогатительной фабрики, довелось беседовать с ним по заданию редакции городской газеты. Не знаю, как это случилось, но в короткий промежуток между срочными производственными делами нашли мы общий язык и чистосердечно разговорились.

Встретились мы накануне 1 Мая, и в номер требовалось 40—50 строк о самом памятном событии в жизни. А то, что я услышал от Степанова, тянуло на добрый очерк или рассказ.

Учился он, уроженец глухого ишимского селения, после войны в Свердловском горном институте. Времена тяжелые, только что отменили карточную систему, надеяться сибиряку особо не на кого. А высшая математика почему-то не в ладу была с голодным желудком. Уже собирался крест поставить на высшем образовании, как вдруг нежданный подарок судьбы — земляки прислали кулек сухарей. Посланец деревни, приехавший в Свердловск с оказией, прибавил к посылке: «Учись, парень, нам грамотеи нужны».

Дело не столько в сухарях, их всего на несколько дней хватило, в напутствии дело, значит, верят в него, надеются. Он не может, не имеет права обмануть ожидания людей. И студент разгружал на товарной станции мешки с тяжелыми грузами, брался за любую работу, но диплом горного инженера получил.

В Асбесте Степанов возглавил смену, затем доверили цех. Когда он прошел рабочую школу среднего комсостава, ему, крестьянскому сыну, поручили фабрику. Идти бы и дальше по восходящей (а что, его бывший главный инженер Владимир Яковлевич Сидоров теперь заместитель министра промстройматериалов СССР), но асбестовцы воспротивились, избрав депутата Степанова председателем исполкома городского Совета. Знал он людские нужды, и люди вверяли ему свои судьбы, чувствуя крепкий, основательный характер человека, который всего в жизни добивался трудом.

Как работал? О том рассказывает получасовой документальный фильм, демонстрировавшийся по Центральному телевидению,— одним из его героев стал народный депутат В. И. Степанов. Выходит, хорошо работал, иначе бы коммунисты не избрали его первым секретарем горкома партии. И здесь он оказался на своем месте. Когда не стало А. А. Королева, руководителя большого масштаба,, у Министерства промстройматериалов СССР двух мнений о будущем генеральном директоре не было — им стал Степанов. За него говорили инженерный опыт, партийный авторитет, деловитость и хозяйственная смелость.

Итак, перспективы?

— Назову главную,— Виктор Иванович обходится без бумаг, чувствуется, что это — его, кровное.— Горные работы у нас ведутся с 1889 года. За минувшее время извлечено из карьеров свыше трех миллиардов тонн породы 'и добыто около 700 миллионов тонн асбестовой руды. Каковы цифры? Их и ум математика не сразу освоит. Может показаться, что истощились недра богатейшей кладовой. Но нет, прогнозируемые запасы показывают: будет что добывать комбинату еще добрую сотню лет—и детям, и внукам, и правнукам хватит.

Сейчас месторождение отрабатывается тремя карьерами. Наиболее крупный из них, Центральный, имеет следующие параметры: длина 3800, ширина 1700 и глубина 250 метров. В дальнейшем все карьеры сольются в один протяженностью 11 километров, причем ширина составит 2,5 километра, а нижний горизонт достигнет глубины 700— 800 метров.

В послевоенное время по проектам института Гипроруда и Уралгипрошахт несколько раз коренным образом менялись схемы вскрытия рабочих горизонтов карьеров и география основных объектов горнорудного хозяйства. При этом неизменно предусматривалась поэтапная отработка, что приносило ощутимую экономию трудовых и материальных ресурсов. Однако и несовершенства подобной системы были очевидны. Она ставила горняков перед необходимостью периодической консервации и расконсервации бортов карьера, сравнительно коротки были и сроки существования основных вскрывающих траншей и транспортных коммуникаций. В начале одиннадцатой пятилетки, например, к рабочим горизонтам вели семь траншей и несколько автосъездов. При этом значительная часть рабочих бортов оставалась нетронутой.

В 1980 году комбинат приступил к новой крупной реконструкции горных работ. Технический проект, составленный Уралгипрошахтом, намечает расширение границ карьеров с увеличением выемки горной массы до 220 миллионов тонн в год, строительство новых железнодорожных путей, автодорог, ЛЭП, понизительных и тяговых подстанций, ремонтных блоков и других объектов.

С углублением карьеров резко усложняется переход от одной схемы вскрытия к другой. Каков выход? Та же внешняя траншея, но уже царь-траншея глубиной свыше ста метров. Именно такой будет Южная, предусмотренная проектом реконструкции. Из нее горняки извлекут 173 миллиона тонн породы, а это объем карьерных работ всего комбината в 1982 году. Великанская траншея — ключ к богатым залежам южной части объединенного карьера. Что она сулит? Во-первых, бесперебойную работу мощного железнодорожного и автомобильного транспорта на горизонтах до глубины 350—400 метров; во-вторых, капитальные транспортные коммуникации на верхних отметках карьера перестанут подвергаться вечной угрозе переноса на новое место, а это гарантированная экономия материальных и людских затрат.

Учеными ВНИИпроектасбеста доказана целесообразность строительства и ввода в эксплуатацию в 1985—1987 годах двух конвейерных подъемников производительностью до 12—12,5 миллиона тонн, что уменьшит до 60—80 метров высоту подъема и в 1,5—2 раза сократит расстояние транспортировки горной массы автосамосвалами, а также снизит ежегодные затраты на миллион рублей. Как говорится, овчинка стоит выделки.

Исследованиями ВНИИпроектасбеста, Института горного дела Минчермета СССР, Свердловского горного института и Института геотехнической механики АН УССР признана необходимость отработки глубоких горизонтов с применением автомобильно-конвейерного транспорта. Это уже более дальняя перспектива. Но и сейчас в связи с углублением карьеров рождаются проблемы, волнующие многих инженеров и рабочих. Чем дальше зарываются люди и техника в землю, тем больше трудностей. Трудностей не только технологических, но и социальных, в частности санитарно-гигиенических, если выражаться строгим языком актов горно-технической инспекции.

Так, с внедрением автотранспорта на нижних горизонтах и переходом на взрывание крупных блоков участились случаи превышения допустимых норм загазованности воздуха. Ежегодно, чаще в конце зимы, в самом низу карьеров приходится из-за этого останавливать горные работы.

Будущее Ураласбеста крепко связано и с обогатительными фабриками, откуда выходит готовый продукт—горный лен, которым мы все так гордимся. А производит комбинат его вполне достаточно, чтобы с почтением взирать на железнодорожные составы, уходящие в тысячи адресов и десятки государств,— четверть мировой добычи асбеста.

Много внимания уделяют обогатители качеству сортовой продукции. Комбинат первым в отрасли внедрил комплексную систему управления качеством, из года в год увеличивая выпуск сортов по высшей категории.

Правда, в последние пятилетки стабильная работа фабрик все более осложняется. И дело тут вот в чем. Все ниже опускаются горняки в карьерах, все меньше содержание асбеста в руде.

В. И. Степанов назвал две цифры. Было 2,7, теперь меньше двух процентов. Поэтому нагрузка на обогатителей заметно возросла.

Производственники и ученые изо дня в день совершенствуют технологические процессы обогащения на базе нового оборудования, внедряют приборы и средства системы автоматизации и АСУТП. В цехах появились установки промышленного телевидения, на упаковке асбеста нашли применение роботы. Строятся корпуса рукавных фильтров для очистки запыленного воздуха.

Не за горами и пуск первой очереди нового асбогиганта — фабрики № 7, предназначенной для переработки руд с бедным содержанием асбеста.

Когда летишь с востока над нашими краями в ясную ночную погоду, открывается зрелище, всегда приводящее меня в восторг, хотя не раз наблюдал, как внезапно распахивается темная бездна и на протяжении многих километров вырисовывается намеченный пунктиром огней контур гигантского рудника, а там, за громадой леса,— высотные сооружения шестой асбофабрики...

Самолет уже спускается к посадочным знакам Кольцово, а перед глазами все еще мерцают россыпью далеких уголечков, заставляя сжиматься сердце, всегда узнаваемые места, без которых немыслимо ни жить, ни дышать...

( Продолжение следует.)

А. Чечулин  "Асбест" 1985 г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 175 | Добавил: drug6307 | Теги: Чечулин Асбест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров