12:30
От Шамейки до Мраморного карьера прошли лицеисты
Увидели по дороге много интересного, побывали на законсервированном месторождении мрамора.

В последние дни августа, когда синоптики по телевизору начали рассказывать об очень скором похолодании и проливных дождях, молодёжный коллектив лицея № 9 под руководством педагога М.Л.Черепановой совершил пешеходный экскурсионный маршрут в далекий лесной массив на заброшенный карьер месторождения мрамора Медовый.

Проводником и экскурсоводом на этом маршруте шёл автора этих строк.

Для справки.

В результате поисковых геологических работ, на территории административного подчинения города Асбеста, зимой 1991 года было обнаружено месторождение мрамора.

В 1993 году по заявке комбината «Ураласбест», была проведена геологическая разведка месторождения цветных — декоративных мраморизированных известняков, впоследствии названных месторождением «Медовое».

С учетом результатов геолого-разведочных и поисково-оценочных работ в 1994 году был заложен опытный карьер «Медовый».

Период горных работ по добыче мрамора в карьере, определяется 1993-1997 г. Глубина карьера на конец отработки составила 10 метров. С 1997 года, место-рождение мрамора «Медовое» поставлено на консервацию.


В своё время карьер разрабатывался комбинатом «Ураласбест», но на сегодняшний день разработки заброшены. Чтобы попасть на территорию карьера, можно подъехать по лесной дороге, а если пешком, можно подойти с нескольких направлений.

Дорога к мрамору

Но мы, как всегда, выбираем кратчайший путь. Маршрут начинается от посёлка Шамейки. Прибыв с утра на рейсовом автобусе и начав отсчёт пешеходного маршрута от автобусной остановки, идём по дороге.

Дорога проложена в пятидесятые годы XX века и вдоль неё идёт магистральный водовод для снабжения города питьевой водой. Дорога и прокладывалась с це-лью строительства водовода.

В тот период, когда строили эту дорогу, рядом «работало» ещё несколько лесных дорог. Но они, как все старые лесные дороги, очень извилистые, потому как обходят болото и низинные участки. А трассу водовода проектировали с таким учётом, чтобы она шла большими прямыми участками.

С восточной стороны лесная дорога до сих пор есть на местности и работала она все прошлые годы. Правда, сейчас завалена буреломом, но следы квадроциклов и автомобилей повышенной проходимости есть. А ещё лет 5-10 назад она была действующий и все, кто знал о её существовании, использовали её по прямому назначению.

Вторая дорога, которая находится с западной стороны, так же активно работала до 50-х годов ХХ века и некоторые ее участки и до сих пор остались на местности. Но они так же завалены буреломом и из-за отсутствия регулярного использования зарастают кустами. Основная дорога, которая построена вдоль водовода, идёт на водозаборные скважины. Недавно здесь было почти регулярное движение. По ней даже ходил автобус с энергетиками и машина вахтовка со сменой персонала на водозаборные сооружения.

Но времена меняются, в наши леса запустили каких то арендаторов из чужих городов, и вырубка леса идет гигантскими масштабами. Мало того, что весь строевой лес в нашем районе сводят под корень, они дороги довели до такого состояния, чтобы не могут проехать сами. Груженные лесовозы застревают на рытвинах и ямах.

Но мы идём по нашей дороге, смотрим по сторонам, фотографируем все, что может представлять интерес, а ещё энтузиасты пытаются набрать грибов. Грибов не так много, на засолку не хватит, а вот на хорошую жареху - с избытком.

Вдоль дороги во многих местах видны открытые водопроводные колодцы, заглядываем в некоторые из них. Там запорные вентили для перекрытия магистрали. На некоторых участках видны канавы и в них водопроводная труба большого диаметра, сверху стянутая металлическими бандажами. Все это в «слегка» заброшенном состоянии, но видимо, работает.

По обе стороны дороги в лесу видны старые столбы с изоляторами. На некоторых висят остатки проводов. Это остатки линии ЛЭП, которая шла здесь до пере-строечного периода. Несколько раз натыкаемся на геологоразведочные скважины, в устье скважины вставлены бревна с написанными номерами. А рядом лотки для раскладывая геологических образцов и яркие пластмассовые крышки, видимо, от буровых коронок.

Посматривая по сторонам, замечаем в лесном массиве интересные природные «сюрпризы». Например, на одном старом сосновом пеньке выросла небольшая березка. На другом пеньке еще интереснее - сразу два дерева, осина и тоненькая березка. Говорят, что подобные факты редкость. Но в нашей уральской природе есть место и необычному.

Так ли плох тут мрамор, который остался?

На подходе к мраморному карьеру с левой западной стороны от дороги видны большие котлованы, это «провальные ямы», описанные еще профессором геологии А.П.Карпинским. Говорят, что раньше они были хорошо видны, как провалы в глубь земной поверхности и по описаниям этого же Карпинского, в подобные пустоты можно было провалиться человеку. На сегодняшний день это небезопасные провалы в земле засыпаны. Скорее всего при строительстве дороги. Но небольшие отголоски прежних трещин еще видны.

Дорога на территорию карьера почти заросла и не видно даже свежих следов. Только вот вдоль дороги пробурены геологоразведочные скважины и в них встав-лены ярко синие пластиковые трубы. Мне пришлось побывать и поработать на этом карьере не раз. Во времена «развитого социализма» он выглядел, конечно, лучше. Здесь кипела работа, передвигалась техника, на кромке откоса стояли бытовые вагончики, было электричество, методично гудела баровая машина. Наблюдая со стороны, ее можно было сравнить с большой бензопилой, только резала она мраморные уступы.

Но все это в прошлом. В свое время бытовало мнение, что качество мрамора на этом месторождении посредственное. На сегодняшний день даже каменные уступы с отрезанными мраморными блоками зарастают кустами и мелкими деревцами. На поверхности лежало несколько больших блоков с неровными краями, это вскрышная часть. И с десяток таких же блоков, лежали на высоковольтной, где был небольшой отвал. На сегодняшний день остался только один блок, который лежит на борту с западной стороны. И остался он здесь видимо только потому, что сюда нельзя подъехать. А остальные блоки «плохого» мрамора кто то куда то вывез.

Мы прошли на территорию карьера, осмотрели уступы, изучили и сфотографировали глубокие видимые на каменной поверхности «резы», оставленные при распиловке целика. И удивились, что дно карьера сухое. А рядом на дороге, по которой ходят лесовозы, стоят лужи и непролазная грязь, и это в такую сухую погоду, как в этом году. Хотя справедливости ради надо сказать, что в карьере всегда сухо. На дне нет воды, объяснить это наверно можно трещинами в каменной поверхности. Или описанные профессором геологии А.П.Карпинским «провальные ямы» имеют трещины еще глубже и вода уходит по ним.

Осматривая поверхности каменных уступов, рассмотрели оттенки мрамора, в разных углах карьера цвет мрамора отличается иногда очень заметно. А еще в монолитных стенах, ровно отпиленных механической пилой, видны пустоты и трещины, иногда приличной ширины. Возможно, это тоже часть трещин имеющих отношение к «провальным ямам».

А нашему коллективу нашлось место, где можно по-сидеть на каменных уступах. Перекусить, отдохнуть и пофотографироваться. Затем мы поднялись на борт карьера и запечатлели свое присутствие на фоне единственного оставшегося мраморного блока.

Обратный путь, казалось, прошел труднее. Во-первых, была уже вторая половина дня и температура воздуха поднялась. А кроме того, у нас кончились запасы воды и мы в обед осушили термоса. Было принято решение зайти в поселок Шамейку, пройти на ключ с отличной родниковой водой, напиться вдоволь и освежиться. Мы так и сделали, а кроме того, набрали воды с собой, в пластиковые бутылки и термоса.

А еще к нашему удивлению, на западной окраине поселка мы увидели огромные штабеля геологоразведочных лотков, с аккуратно уложенными в ячейки кернами.

Два года подряд на лесной территории, которая располагается севернее поселка Шамейка, работали геологи. Они рассказывали, что ведут поисковые работы на процентное содержание желтого металла. А в геологических лотках сплошняком лежали керны с образцами мрамора. Некоторые были даже распилены вдоль и отполированы. Значит, кто то интересуется мрамором «посредственного» качества... и видимо, не за горами тот день, когда в наших лесах опять появятся «деловые люди» и вновь вырубят лес, размесят дороги до состояния болота или наоборот, наведут порядок.

А наш коллектив, испив родниковой воды, воспрянул духом и устроившись на скамейках автобусной остановки, стал дожидаться вечернего рейсового автобуса.

2020 г.

А. Копырин, краевед, член Русского географического общества.
 

 






Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 92 | Добавил: irinaatanasova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров