13:00
Немцы - репатрианты и другие категории спецпоселенцев (1944 – 1956гг). 2
Представляем вниманию асбестовцев выдержки из книги известного краеведа Ю. Сухарева: "Трудовые лагеря и спецпосения на территории бассейна реки Рефт" В ней используются, кроме документов из русских архивов, большое количество иностранных публикаций, а так же воспоминания бывших военнопленных и местных старожилов. 

Продолжение.

Выселение немцев из Москвы, Московской, Ростовской, Тульской, Воронежской, Куйбышевской, Запорожской, Сталинской, Ворошиловградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Армянской, Азербайджанской, Грузинской ССР и ряда других мест производилось по отдельным постановлениями и распоряжениям СНК СССР, изданным в 1941 - 1942 гг.

Во время войны на спецпоселение поступило 949 829 немцев, из них 446 480 было выселено из бывшей АССР немцев Поволжья, 149 206 – из Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР, а также из Тульской области (включая около 50 тыс. немцев, эвакуированных летом 1941 г. из Крыма в Ставропольский край), 79 569 – из Запорожской, Ворошиловградской и Сталинской областей, 46 706 – Саратовской области, 46 356 – Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР, 38 288 – Ростовской области, 26 245 – Сталинградской, 11000 – Ленинграда и Ленинградской области, 8787 – Куйбышевской области, 8640 – Москвы и Московской области, 7306 – Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР, 5965 – Калмыцкой АССР, 5308 – Воронежской области, 3384 – Днепропетровской, 3162 – Горьковской, 2233 – из Крыма (без эвакуированных летом 1941 г. в Ставропольский край), остальные – из других областей.

Земсков пишет: «Немцы огульно обвинялись в том, что среди них якобы имеются десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу Германии должны развернуть диверсионную деятельность. Это обвинение, выдвинутое против целого народа, было необоснованным и несправедливым. Специалист по истории гитлеровской «пятой колонны» Луи де Ионг отмечал: «В Советском Союзе немецкие органы разведки не смогли опереться на помощь немецкого национального меньшинства, так как оно проживало в таких глубинных районах России, что наладить с ним связь оказалось невозможным. Кроме того, некоторые немцы, особенно молодежь, сочувствовали коммунизму…Среди обнаруженных немецких архивных документов пока нет ни одного, который позволял бы сделать вывод о том, что между третьим рейхом и немцами, проживавшими на Днепре, у Черного моря, на Дону или в Поволжье, существовали какиелибо заговорщические связи»

Никогда до этого депортация не имела таких масштабов. Однако, все-таки, советский режим двигался проторенной до него дорожкой. В период Первой мировой войны в Российской империи вошли в силу Законы о ликвидации землевладения и землепользования от 2 февраля и 13 декабря 1915 года. Эти законы требовали экспроприации «недвижимого имущества у всех немцев, живущих в полосе шириной 150 км восточнее западной границы России и у Черного моря, и насильственного выселения немцев из этой зоны». Около 200 000 полностью разоренных волынских немцев отправились в Сибирь. Многие из них погибли в пути, длившемся несколько месяцев. Изза Февральской буржуазной революции 1917 года под действие этих законов попали лишь немцы Волыни.

Во время первой мировой войны такое переселение пережила семья деда моей жены. В 19-м веке род Штобертов проживал в Житомирском уезде Волынской губернии. Согласно энциклопедии Ефрона и Брокгауза в этом уезде в то время было 12 тысяч немцев-колонистов. В 1915 или 1916 годах они были переселены на территорию нынешней Омской области. После окончания боевых действий семья вернулась в Волынь. Однако Гуге Штоберту там не пожилось, и он вернулся назад. В Омской области, в селе Марьяновка, до сих пор проживает его сын, Григорий Гугович и внук. Сам Гуга Штоберт умер во время Второй мировой от простуды. Когда Григория Штоберта выехавшие немцы спрашивают, почему он не переселяется в Германию, восьмидесятилетний старик отвечает с юмором: «Когда русских немцев погонят из Германии, кто-то вас должен здесь встречать».

Немцы Омской области относились к категории «местные» и депортации не подлежали. Не поставлены они были, по их словам, и на спецучет. По крайней мере, отмечаться в комендатуре не требовалось. Хотя это не точно. В.Н.Земсков указывает, что в 1949 г. ранее не подвергавшиеся выселению немцы - местные жители Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии и некоторых других регионов - были взяты на учет спецпоселений по месту своего постоянного жительства (подконтингент «местные»). По его же данным, по состоянию на 1 января 1953г. в Омской области стояло на учете 686 немцев категории местные.

Как пишет П.Полян «первыми физически депортированными советскими немцами стали все же не поволжские, а крымские. Их уже в конце августа в спешке вывозили из Крыма в Ростовскую обл. и в Орджоникидзевский край. Чисто юридически эта депортация, вероятно, имела видимость эвакуации, но несколько необычной эвакуации — по этническому признаку. Позднее— уже из Ставропольского края — их депортировали еще раз»

Однако большинства немцев Украины, Молдавии, Причерноморья, Приднестровья ни эвакуация, ни депортация не коснулись. К тому времени, когда власти СССР «созрели», эти территории уже контролировались гитлеровцами. Единственно, что успели советские власти, это мобилизовать, в числе других граждан, лиц призывного возраста немецкой национальности. И то, лишь частично. Порядка 50-60 тысяч военнообязанных немцев осталось на оккупированной территории. [138]. В начале немцев призывали в советские войска на общих основаниях. Однако вскоре вышло указание об отзыве их из действующей армии. Немцев сначала зачисляли в спецпоселенцы, но не демобилизовывали, а направляли в «трудармию», сочетавшую в себе элементы военных формирований, трудовой деятельности и лагерного режима содержания [89]. Вот текст одного из указов о трудовой мобилизации.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НЕМЦЕВ
ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

Постановление Государственного Комитета Обороны СССР
от 7 октября 1942 г.
(Извлечения)

1. Дополнительно мобилизовать в рабочие колонны на все время войны всех немцев мужчин в возрасте 15-16 лет и 51-55 лет включительно, годных к физическому труду, как переселенных из центральных областей СССР и Республики немцев Поволжья в пределы Казахской ССР и восточных областей РСФСР, так и проживающих в других областях, краях и республиках Советского Союза.

2. Одновременно провести мобилизацию в рабочие колонны на все время войны женщин-немок в возрасте от 16 до 45 лет включительно. Освободить от мобилизации женщин-немок беременных и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

3. Имеющиеся дети старше 3-летнего возраста передаются на воспитание остальным членам данной семьи. При отсутствии других членов семьи, кроме мобилизованных, дети передаются на воспитание ближайшим родственникам или немецким колхозам.

Обязать местные Советы народных депутатов трудящихся принять меры к устройству остающихся без родителей детей мобилизуемых немцев...

< ... >

6. Установить уголовную ответственность немцев как за неявку по мобилизации на призывные или сборные пункты, так и за самовольное оставление работы или дезертирство из рабочих колонн...

"Жизнь",1992,N 9,с.19 по источнику [210].

Продолжение следует.

Ю. Сухарева: "Трудовые лагеря и спецпосения на территории бассейна реки Рефт" 2009г.
​​​​​​​
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 83 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров