13:00 М.М.Борисов: музыкант с большой буквы "М" | |
"...и Мишки Борисова сакс" - писал о нем его друг, писатель и поэт Алексей Чечулин. «Шестидесятые».
На сцене городского Центра культуры и досуга имени Горького проходил праздничный концерт, посвященный славному юбилею народного коллектива «Духовой оркестр». Зрители, с восхищением слушая дивную музыку, с нескрываемым интересом поглядывали на скромно сидящего в правом углу с саксофоном крупного мужчину. Да и гости из областного центра и соседних поселков, руководители Асбеста и городских предприятий, поднимаясь на сцену со словами приветствий, неизменно обращались к художественному руководителю коллектива, заслуженному работнику культуры Российской Федерации М.М.Борисову. Михаил Михайлович принимал поздравления с юбилеем, благодарил за добрые слова, улыбался. И лишь немногие посвященные знали, почему он держится неестественно прямо, старается не брать в руки подарки, а иногда ненадолго уходит со сцены. Накануне праздника у Борисова случился сильнейший приступ радикулита. И теперь спина не гнулась, трудно было даже стоять. Но не мог он испортить коллективу оркестра праздник. Вышел на сцену после большой дозы обезболивающих. Держался, как всегда, непринужденно, шутил. Хотя незадолго до концерта я встретил его в гримерной за сценой: от боли глаза у Михаила Михайловича были совсем прозрачными, как льдинки... Этот случай только упрочил мое желание написать очерк о замечательном мастере. Еще 40 лет назад Борисов сотворил чудо. Силой своего таланта Михаил Михайлович создал из самодеятельного провинциального духового оркестра высокопрофессиональный коллектив, один из лучших такого рода в Российской Федерации. Родом Миша Борисов - москвич. Так что порой и сам недоумевал, как получилось, что всеми своими корнями прижился в Асбесте. История и впрямь не совсем обычная. Талант игры на кларнете и саксофоне у парня проявился быстро, и подростком его приняли в элитную детскую музыкальную военную школу. Пожалуй, он успешно сумел бы сделать карьеру военного музыканта, но занесла, как говорят, нелегкая Михаила в Асбест на свадьбу к брату. О талантливом юноше узнала тогдашняя заведующая гороно Фаина Львовна Милявская. Михаил Михайлович восхищался умом этой женщины, особенно когда вспоминал, как она сумела перетянуть его после Москвы, Минска, Ташкента, где он служил, в такую глухомань. В школе-интернате Борисов возглавил детский оркестр - был в нем и дирижером, и художественным руководителем. Тяга к духовой музыке в пятидесятые годы в Асбесте оказалась огромной. На каждом предприятии, в каждой школе - свой оркестр. Вот только уровень как детских, так и взрослых коллективов оставлял желать лучшего - до областных смотров подняться не могли. Словом, для талантливого мастера в городе существовала настоящая музыкальная целина. И Михаил собирает под своим крылом самых одаренных учеников тех лет: Вилли Фугмана, Зенона Милявского, Анатолия Старостина... Через год о детском оркестре Асбеста заговорили во многих городах, а через два он признается лучшим на областных смотрах-конкурсах. Мастер не ограничивает свои интересы только детским оркестром. Михаил организует во Дворце культуры джазовый ансамбль «Диксиленд». На «сковородке» (танцплощадке) в парке никогда не играла радиола. Музыка в исполнении «Диксиленда» звучала всегда вживую. У музыканта складывается крепкая дружба с ровесниками, среди которых был начинающий журналист Лешка Чечулин, позже маститый писатель, поэт. Их всегда видели вчетвером, и в шутку друзей прозвали мушкетерами.- Чудесное было время, - вспоминает со вздохом Михаил Михайлович, - мы молоды, мы любимы... В шестидесятые он начинает работать и с городским духовым оркестром, с тем самым, в отношении которого еще до революции (это известно из истории города) была подана заявка полицмейстеру, чтобы тот выписал капельмейстера. С тех пор оркестр переживал взлеты (как, например, в годы войны, когда в нем играли выздоравливающие солдаты - неплохие музыканты), и падения. В шестидесятых уровень духовой музыки был, увы, низким. Поэтому прежде всего Михаил Михайлович решил избавиться от «любительщины». Не раз жестко беседовал в коллективе о творческом подходе к музыке. И убедил коллег заняться собственным совершенствованием, тем более, что в духовом оркестре подобрались молодые, честолюбивые ребята. Они забыли о материальных благах, о танцах, репетировали день и ночь. Тогда Михаила крепко поддержали Петр Новицкий, Анатолий Парфенов, Валерий Харламов, Вячеслав Нагель. Ведь это были лидеры, а в оркестре и тогда, и сейчас авторитетом пользуются музыкально одаренные люди. Так что усилия новоявленного художественного руководителя городского духового оркестра попали на благодатную почву. На следующий год асбестовцы стали лауреатами областного смотра, и ниже никогда больше уже не опускались. Но Михаил Михайлович чувствует, что областной уровень не должен стать пределом. И он ищет любые возможности расширить музыкальный кругозор, повысить собственный творческий потенциал. Выходит на долголетнее сотрудничество с преподавателями Свердловской консерватории, дирижерами А. Матюшиным, В. Турченко, с областным джаз-оркестром, со штабным оркестром Уральского военного округа. Со временем «узкими» становятся для него области. Завязывается добрая дружба с педагогами военного факультета Московской консерватории В. Аксеновым, В. Лучка, А. Хапизовым. Неформальные встречи с коллегами оказались очень полезными. Не перечесть, сколько творческих находок, интересных музыкальных идей возникло после таких общений. - Все знания, что я получил от других, вернул сторицей, - говорит Михаил Михайлович, - или, выражаясь модным языком, дивиденды заплатил сполна. Это прежде всего ощутил коллектив духового оркестра, когда благодаря творческому наитию художественного руководителя, дирижера и солиста (а Михаил Михайлович уверенно выступает во всех этих ролях) музыканты от исполнения традиционных вальсов и маршей перешли к сложнейшим классическим произведениям, симфоническим композициям. Пришли и большие успехи. Духовой оркестр последние двадцать лет - лауреат различных Всесоюзных, а теперь Всероссийских конкурсов. С каждым годом возрастает его мастерство. И в этом заслуга Михаила Михайловича: ведь большинство молодых музыкантов учились именно у него. В тесном контакте работает «худрук» и с детским духовым оркестром, что при Дворце творчества юных. Именно оттуда подпитывается коллектив молодыми кадрами. Духовой оркестр давно стал своеобразной визиткой нашего города, пользуется любовью и признательностью горожан. Велик авторитет коллектива и его руководителя в области, в России. Знают все, в «борисовском» оркестре халтуры быть не может. И не случайно асбестовцы готовят сейчас кадры для всей Свердловской области. Например, Евгений Зыков - трубач филармонического оркестра, Эдуард Балаян - кларнетист штабного оркестра МВД, Владимир Трапезников - заведующий оркестровым отделением Асбестовского музыкального училища. И все-таки мало кто в городе понимает и знает, что за всеми победами, успехами и иной праздничной мишурой, которая подчас окружает духовой оркестр, стоит ежедневный каторжный труд. Признание не дается малой кровью и легкой ценой. В 1988 году Михаилу Михайловичу впервые попалась маленькая книжка-памятка, в которой изложены требования для работы военных оркестров. Оказывается, играть при температуре ниже минус 15 градусов музыканты могут лишь в особых случаях. У оркестра Борисова в старые времена такие особые случаи бывали едва ли не каждый месяц. Всевозможные праздники, мероприятия проходили и при 30, и при 40 градусах ниже нуля. С годами игра на «свежем» воздухе привела к профессиональным болезням: бронхиту, астме, радикулиту... Порой к Михаилу Михайловичу приходят тревожные мысли: чего добился он своим бескорыстием? Квартиры не получил, зарплата крошечная, на курс лечения денег подчас не хватает. Так что, все впустую? Но ведь есть Музыка, его Музыка с большой буквы, есть друзья, коллеги, которые уважают его и верят в него. Это ли не счастье!
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |