12:40
Листая историю Ураласбеста. Портрет фабричного фотографа: взгляд из 1986-го

Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Речь о человеке, ныне известном более, чем в то время: фотохудожнике Викторе Бочкареве. В 1986-м он был фабричным фотографом, не отказывающим в просьбе ни одному человеку, и это почему-то считали недостатком. Но все предположения, высказанные тогда, сбылись: персональные выставки Виктора Аркадьевича открывались в городском историческом музее, и называют его летописцем комбината "Ураласбест" и города Горного льна. Ветерану Великой Отечественной войны В.А.Бочкареву ныне - 96 лет.

ПОРТРЕТ ФОТОГРАФА

Встреча наша была короткой. Время не позволяло долго беседовать. Но расставаться не хотелось. Виктор Аркадьевич с первой минуты показался человеком доброжелательным. Приготовил свои фотографии для газеты.

—    Вот посмотрите!

Беру эти снимки. Знакомый почерк. Его работы нередко появляются в газетах. И всегда в них есть его особинка. Это не только технические стороны: старательно подобранное световое решение, тщательная проработка деталей лица. Это свой особый подход к героям своих сюжетов.

—    Есть люди, которые просто не любят фотографироваться. К таким нужно уметь найти подход, — вот мнение Бочкарева.

Не в этом ли разгадка живости и правдоподобности его портретов? В умении пробудить у человека желание соучаствовать в работе над сюжетом? Но для этого необходимы такие качества, как чувство такта, знание людей.

Виктор Аркадьевич занимается фотоделом на фабрике № 4 с 1966 года, и неудивительно, что он знаком с большей частью ее работников. И здесь опять требуется пояснение. Люди его профессии делятся на две категории.

Первые работают от звонка до звонка или даже меньше. Четко выполняют свою работу, разыскивая людей, которых необходимо «снять», но не больше. Люди этого уклада знают свои обязанности и редко выходят за их пределы.

Вторая категория — люди крайне редкие в наше время. Понятие обязанность для них перекрывается понятием просьба... Они никому не отказывают. Люди идут к таким, зная об этом.

Владимир Аркадьевич относится к людям второй категории. Парадокс, но именно за это некоторые считают его чудаком.

Ну, зачем, спрашивается, нужно ему тратить собственные деньги, время, здоровье, в конце концов, (в лаборатории по непонятной причине до сих пор нет вентиляции), ради чьего-то удовольствия?

— У него есть недостаток, — сказал один из друзей Виктора Аркадьевича. — Он рассыпается по мелочам. Берется по различным просьбам даже за самую мелкую, казалось бы, ненужную работу. Это человек, который может выполнять прекрасные фотоэтюды. Смог бы
организовать персональную выставку. Но убивает все свое рабочее и нерабочее время на мелочи.

Получается так, что для Бочкарева — мелкие работы для кого-то выше по значимости, чем серьезные для себя.

В лабораторию зашла женщина. Она спросила Виктора Аркадьевича, не поможет ли он с фотографиями для памятного альбома к юбилею одной из работниц ее бригады.

Никаких разговоров быть не могло. Он тут же взялся за разыскивание подходящих снимков, перебирая пакеты, множеством стопок разложенные на полках. Наверное, стоит поподробнее остановиться на архиве В. А. Бочкарева. За двадцать лет работы фотографом на фабрике он не потерял, наверное, ни одного негатива. Все они уложены в книги, которые хранятся на полках вдоль стен. Первое впечатление, как заходишь в его фотолабораторию, — будто бы попадаешь в архивное хранилище. Здесь собраны отснятые лица передовиков, теперь уже намного моло-
же своих хозяев, праздничные демонстрации, собрания, вечера. В общем, история в мгновениях.

— Скоро мне на пенсию. Придется все это переворошить. Отобрать самое главное. Создать, так сказать, «золотой» архив, — говорит Бочкарев.

Я не мог не проникнуться уважением к этому человеку — хранителю истории, и, может быть, покажусь максималистом, вспомнив о моральном кодексе строителя коммунизма, а вернее, об одном из его пунктов, в котором говорится о необходимости ставить общественные потребности выше личных. Но здесь, в этой фотолаборатории, я наяву увидел, что может сделать человека непомерно богатым, по-настоящему ценным для общества. Ценным не только своей коллекцией, но и отношением к людям.

...Абсолютного сходства в портрете никогда нельзя добиться, сколько не гонись. И тем не менее, фотографы снимают, и делают свои фотошедевры, потому что главным уже становится не сходство портрета с героем, а то, что хотел выразить мастер через этот портрет.

Вот и я попробовал сделать литературный портрет человека, сняв его со своих первых впечатлений.
Ю. Дружинин.
"Уральский асбест" №29, от 16 июля 1986г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Ураласбест | Просмотров: 90 | Добавил: irinaatanasova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров