12:40
Листая историю Ураласбеста. Как решалась проблема "пацанских войн" в Асбесте 1
Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Волнующий вопрос: кто виноват в росте детской преступности и что делать? Ответы шокируют...

Гость номера
ВИКТОР ТЕТЕРВАК
начальник городского отдела внутренних дел, полковник милиции — в этом номере, как доверенное лицо, представляет кандидата в народные депутаты РСФСР генерала милиции, начальника УВД Свердловской области В. А. ФРОЛОВА.


В редакции в беседе «за круглым столом» Виктор Михайлович Тетервак ответил на многочисленные вопросы корреспондентов: о детской преступности и хищениях, о рэкете и перестройке в милиции. Словом, если вас всерьез волнует моральный климат нашего города, — читайте отчет об этой встрече.

Вопрос. В чем сегодня корни детской преступности? Почему она так резко возросла в последнее время? Какова ваша программа действия? Есть ли какой-то положительный опыт, которым вы бы хотели воспользоваться?    

В. М. Тетервак: Да. действительно, пожалуй, впервые такой высокий уровень преступности. Сегодня он достигает 58 процентов. По количеству - 261 преступление. Почему наш город, в общем-то благополучный, дал такой всплеск преступности? Первое: профилактика правонарушений подростков однобока. Как у нас получилось? В таком большом богатом городе она пущена на самотек. И одна из первых причин — педагогические коллективы. Длительное время они считались сильнейшими в области. Время менялось, а слава оставалась, вернее, ее всячески поддерживали, искусственно. Воспитательная работа в школах начала падать, а официально—все благополучно. К подросткам начали относиться негативно и «шараханья» эти пошли давно.

Во-первых, не все ладно получилось со школой-интернатом. Создали и начали загонять в нее всех отрицательных подростков, имеющих, кстати, родителей. И что вышло? Если раньше неблагополучный подросток был в обычной школе, в хорошей среде и она действовала на него положительно, то теперь, собрав их воедино, мы дали им возможность объединиться, пошел рост преступности. Тогда начали вновь их расформировывать по школам, но они, уже набравшись опыта, начали создавать группы в школах.

Это первый просчет общегородского масштаба. Но коль мы разогнали интернат, точнее, расформировали детей, то здание же пустовать не будет, в него начали присылать отрицательных детей из других ранонов области. То есть своих хватает да плюс- еще чужих. Вот все в комплексе и сыграло свою роль.

Вторая проблема — профессиональные училища. Создается впечатление, что они никому не нужны. Мне думается, если, допустим, комбинату нужно СПТУ-48, так работало бы оно по заказам комбината: сколько нужно специалистов и какого профиля, таких бы и готовило. И никакой вышестоящий орган не указ, никакое управление. И комбинат должен контролировать и учебный процесс, и заранее видеть, кого готовят и кого выпускают, и трудоустраивать их потом. А то берем в ПТУ кого попало, и что там и кого готовят до выпуска —знать не знаем. Эти проблемы и привели к тому, что каждый пятый учащийся ПТУ совершил преступление. Если по СПТУ-48, то рост преступности составляет 65 процентов, а в СПТУ-17 возросла преступность в пять раз.

Третья причина - наличие спецПТУ. В ряде спецучилищ прошли беспорядки. И что додумались? Решили всех руководителей групп отправлять в наше спецПТУ. Что ж, они приехали и предприняли попытку то же самое провести у нас Чтобы предотвратить это, мы вынуждены возбудить несколько уголовных дел. В целом же преступность в спецПТУ возросла в восемь раз.

Вот чего мы достигли. Безусловно, имеются и просчеты правоохранительных органов. Наша инспекция по делам несовершеннолетних недаром названа инспекцией, она должна инспектировать процесс воспитательной работы и выявлять недостатки, а она на побегушках у педагогических коллективов.

Мы не написали ни одного представления на руководителей, которые должны, но не ведут дело. Кружковая работа у нас запущена. Дом пионеров на сегодня не стал центром организации профилактической работы, то же самое и Дворец культуры. Более того, эти кружки зачастую служат, грубо говоря, кормушкой нечистоплотным людям. Мы отказали в возбуждении уголовного дела директору Дома пионеров, хотя она присваивала себе деньги, работу в кружке не вела, а деньги клала в собственный карман. Директор п/л «Заря» занимался хищением конфет у детей и детям же их продавал. Если бы инспекция вовремя выявляла причины, этих фактов возможно бы и не было.
Еще причина — низкий уровень раскрываемости преступлений. Это тоже ведет к тому, что чувствуя безнаказанность, подростки вновь совершают преступления. Пример: братья Виноградовы совершили 18 преступлений.

Третий аспект проблемы необоснованная гуманизация, особенно к организаторам преступлений. Самое страшное, что на скамью подсудимых садятся подростки, а организаторы остаются в тени и вновь формируют группы. Садятся следующие подростки, а преступления совершаются — вовлекаются в преступную деятельность новые. Это тоже наши просчеты. Я назвал цифру преступлений — 261, на самом деле их значительно больше, фактически более 500. Просто мы отказываем многим из-за того, что они не достигли к моменту совершения преступления совершеннолетия. Завтра они может быть, нарушат закон, да они его и сегодня нарушили, а остаются безнаказанными. Ведь главное для подростка перешагнуть через барьер. Он боится закона, боится общественного мнения, а когда шаг сделан и наказания не последовало, бояться ему нечего. Ничего страшного не наступило и на следующее преступление он идет легче. То есть у нас существует база организованной преступности.

Что думаем делать? Я вносил некоторые предложения, к сожалению, они не услышаны. Да и то, что делаем, порой приносит негативный результат. Создали, к примеру, молодежный центр. Казалось бы хорошая основа, но пользы пока никакой.

Спортивные организации тоже не интересуются ничем, кроме рекордов и показателей. Существует у нас замечательный спортивный клуб «Ринг», но года не проходит, чтобы там не появился правонарушитель. А дело в том, что не видят организаторы спорта в подростке человека, не видят его будущего. Нужен только результат, показатель и кому-то слава. Кстати, такое положение по всей стране. Известно, наверное, многим, что спортсмены подались в рэкетиры. Это просчеты работы спортивных комитетов.

Кто-то хвалит, кто-то ругает видеотеки. Я скажу так: нужны такие, где бы велась воспитательная работа. Пока их нет и надо в противовес имеющимся создать качественно иные. Пока как складываются дела? Видеотеки в руках уголовного элемента. К примеру, видеобар на ул. Челюскинцев, там командует группа Эреста, он контролирует всю видеопродукцию в городе. Был судим, правда, условная мера наказания, но судимость была. Может ли он положительно воздействовать на несформировавшиеся души? Да и фильмы, где культ насилия, а то и порнография без соответствующего комментария, без воспитательного момента действуют негативно. Подросток учится бить, стрелять. А надо бы рассказать, ради чего и как создавался фильм, о судьбе артиста, чтобы рядом с подростком сидели грамотные, подготовленные люди. Просто демонстрация силы - это подстрекательство. Я обращался к руководству музыкального училища, создайте, видео на своей базе, мы поможем в охране — согласия не получил.

То же самое касается дискотек, Собираются пьяные подростки и ведает этим делом только тетя Маша, которая проверяет билеты. И больше никого. Предлагаю, создайте в противовес свои дискотеки, чтобы с них подросток уходил облагороженным, с добрыми чувствами и помыслами, чтобы было стремление девушку проводить, а не урны перекидывать

Нет желания ни у кого, более того, мы уходим от этой проблемы, стараемся создавать дискотеки на окраинах, где билеты дешевле и контроля поменьше, Подростки и рвутся туда, на 101 квартал. Или в поселке лесозавода недавно подростки пытались учинить драку, собрались около 300 человек. Мы изъяли холодного оружия 100 единиц. Сколько могло быть раненых, это никого не интересует. Единственно, что важно сегодня для так называемой культуры - сорвать деньги. Каким путем, каким образом— дело второстепенное. Если мы и в дальнейшем будем так подходить к воспитательной работе, просчеты будут и дальше, и рост преступности не снизится.

( Продолжение следует)
Материал подготовила
Н. Широковских

"Уральский асбест" № 3 (213) от 24 января 1990г.

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Ураласбест | Просмотров: 81 | Добавил: irinaatanasova | Теги: Листая историю Ураласбеста. Тетерва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров