12:40 Краеведы побывали в музее узкоколейной железной дороги в Алапаевске | |
Город Алапаевск находится относительно недалеко. Это старинное уральское поселение, на его территории много исторических мест, которые можно посетить в качестве любознательного путешественника. Оказавшись там в очередной раз, решили посетить музей Алапаевской узкоколейной железной дороги. Навигатор на телефоне почему то не захотел показывать нам дорогу, и пришлось обратиться к старинному русскому методу «язык до… Владивостока доведет!» Переговорив с автомобилистами на стоянке, поехали в указанном направлении, и все-таки с первого раза к музею не попали. Но неожиданно выехали на набережную и оказались у большой отреставрированной церкви. Все внимательно осмотрели, еще раз переговорили с местными жителями и со второго раза попали к воротам действующего предприятия, на территории которого находится музей. На проходной у нас проверили документы и записали в «вахтенный» журнал. Прямо за воротами вдоль автодороги расположены небольшая железнодорожная станция, а дальше цеха вагоноремонтного депо узкоколейки. На постаменте как памятник прошедшей советской эпохе, установлен старый тепловоз и платформа образца 50-х годов ХХ века. Честно говоря, мы мечтали увидеть на постаменте настоящий старинный узкоколейный паровоз. Но времена другие, музей был создан в последние годы советского периода и наверняка на этой легендарной узкоколейке паровозы уже не сохранились. На дальних путях стоят действующие локомотивы, которые на сегодняшний день работают на железной дороге. Музей находится на последнем этаже действующего промышленного здания, по крутой железной лестнице поднимаемся наверх и заходим в помещение музея. Перед нами несколько просторных помещений, в которых размещаются экспонаты различных временных эпох и назначений. От всем известных бытовых предметов, старинной посуды, прялок, чугунных утюгов, крынок, до… до большого количества экспонатов, имеющих непосредственное отношение к узкоколейной железной дороге. В центральной части экспозиции макет узкоколейного паровоза. А вот камень с вытесанной символикой и датой начала строительства узкоколейки. Дальше идут путевые сундучки-чемоданчики, которые назывались тормозками, в открытом варианте можно посмотреть, что брали с собой в рейс работники локомотивной бригады. На стеллажах расставлены некоторые детали старых паровозов. На многих тепловозах, мотовозах и современных дрезинах, которые имеют определенные название, подобные приборы в видоизмененном виде работают до сих пор. А вот чугунная печь представляет интерес и своей надписью, навсегда запечатлевшей имя «железного Лазаря» и датой 1941 г. Большое количество макетов грузовых вагонов, лесовозных платформ и пассажирских вагонов, наверное, все транспортные сосуды, применявшиеся при эксплуатации Алапаевской узкоколейки, нашли свое место на стендах музея. А еще старинные телефоны, стрелочные переводы, путевые фонари, шансовый инструмент и большое количество металлических изделий, применявшихся при скреплении деревянных изделий и креплений рельсов к шпалам. Почти в натуральную величину хижина северных народов, изготовленная из корья, подобные сооружения в северных районах Свердловской области встречались еще в 80-х годах ХХ века. На стенах большие информационные витрины с фотографиями трудящихся прошлых лет. Большой интерес представляют фото узкоколейки в тот период, когда она эксплуатировалась и была основной транспортной магистралью, соединявшей далекие лесные поселки с городом Алапаевском. Здесь же рядом полная схема узкоколейной железной дороги с указанием годов постройки отдельных участков и возведенных деревянных мостов через реки, пересекавшие трассу узкоколейки. И фотографии деревянных мостов, которые сохранились со времен, когда железная дорога функционировала в полную силу. Мы поделились своими знаниями об узкоколейных железных дорогах. Рассказали о промышленных узкоколейках, которые работали в нашем районе до 50-х годов ХХ века. Посещение музея платное, но пенсионеры, ветераны и некоторые другие категории трудящихся могут посетить музей бесплатно при наличии удостоверений и документов. В музее работают два экскурсовода, которые могут провести вам квалифицированную экскурсию и более полно рассказать о создании музея, его деятельности и функционировании узкоколейной железной дороги на сегодняшний день. А.Копырин, краевед, член Русского географического общества Источник | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |