13:00 Когда пустили первый автобус в Асбесте | |
10 июля 1936 года. в Асбесте был пущен в эксплуатацию первый автобусный маршрут. Расписание и маршрут автобуса. 5.00 Гараж – Асбокомбинат. 5.20 Асбокомбинат – Ильинка. 6.00 Ильинка — комбинат – «Гигант» — Гараж. 10.30 Гараж – Асбокомбинат – «Гигант». 11.00 «Гигант» – Асбокомбинат – Ильинка. 12.15 Ильинка — комбинат – «Гигант» — Гараж 4час.15 мин. Гараж – Асбокомбинат – «Гигант» — Гараж. 8 час. 30 мин. Гараж — Вокзал – Гараж. Примечание: Гараж находился на территории современного Южного карьера. Асбокомбинат находился северо-западнее фабрики №2. Ильинка — территория современного завода ЖБИ. «Гигант» — фабрика №2. В связи с запуском в эксплуатацию автобусного маршрута выходит приказ: «…С 10 июля курсирует автобус по всем производственным точкам по установленному расписанию. Поэтому всех легковых лошадей перевести на грузовые работы. Предлагается всем Директорам и Начальникам групп цехов, Начальникам отделов комбината и всем работникам контор, по делам службы пользоваться автобусом». Людей перевозили в тот период автобусами ГАЗ-АА. Дороги в городе в 30-е годы ХХ века были грунтовые, в низких местах отсыпаны карьерным камнем и сверху присыпаны щебнем. Проезжая часть на основных улицах выложена камнем, в тот период это называлось не брусчатка, а дорога мощеная. На территории города, существовал официальный запрет на езду на тракторах по мощеным дорогам. Профессия шоффера (именно так с двойной буквой ф именовалась профессия в квалификационном справочнике довоенного периода) в то время была престижной и одной из основных. Но и требования к шоферам были повышенные, а так как профессия давала определенные возможности своевольного использования автомашин, некоторые товарищи (в недавнем времени говорили не сознательные) успевали «подхалтурить». Ну, а когда попадались «…за использование государственного автотранспорта в личных целях, -"шоферов с работы снять, отдать под суд и в 10-тидневный срок выселить из квартир». Старожилы рассказали, что в довоенный период была должность помощник шофера. Он помогал мыть и осматривать машину после рейса. Военный период - это конечно особая страница жизни нашего города и всей страны в целом. Автотранспорт, трактора и большое поголовье коней были отправлено на фронт. Несмотря на это, в городе и поселках остались в работе автомашины и трактора. В виду тяжелых условий работы и нехватки запчастей, а так же строгого ограничения топлива, выпущен приказ о переводе тракторной техники на газогенераторные установки. Переоборудование производилось на Механическом заводе треста «Союзасбест»: «…переоборудовать трактора на газогенераторное топливо. Всю работу по переоборудованию перевести на Мехзаводе треста «Союзасбест». За 10 дней должны быть переоборудованы 2 трактора. После испытания, доводки отдельных узлов и установления пригодности к полной эксплуатации, перевести все остальные трактора на газовое топливо». В военный период автомашины использовались на предприятиях «Союзасбеста», в пригородных поселках и для перевозки военнопленных к месту работы и обратно. В послевоенный период в городе появилось много трофейной техники. Как грузовых автомобилей, так же пополнился парк легкового автотранспорта и большое количество мотоциклов. Мы уже говорили о мерах по содержанию дорог в эксплуатационно—исправном состоянии. Но в нашем суровом уральском климате в зимний период бывают сильные снежные заносы. Такое бывало не раз, по воспоминаниям старожилов, а так же в печатных материалах Шорниковой М.Г. и архивных документах, неоднократно упоминается, как с производства снимали рабочих. Как для очистки железнодорожных путей, так и для расчистки автодорог. Например, студенты ремесленного училища чистили пути в районе строящейся фабрики №5. Трудящиеся фабрик расчищали фабричные пути. Снежные заносы были настолько серьезными, что для расчистки автодороги в районе Косулино привлекали военную технику. В нашем районе 4 марта 1946 года для расчистки автодороги предписывалось «…предоставить исправный дизельный трактор «Сталинец» и выделить с предприятий Треста 300 человек рабочих, сроком на 5 дней для расчистки от снега дороги на Совхоз и Дом отдыха». 9.июль 1947 Приступить к ремонту дороги Асбест — Баженово. Директорам предприятий выделить технику и направить физически здоровых рабочих. Директору совхоза выделить двух лошадей для подвозки леса и инструмента при ремонте дороги и мостов. Выделить тракторный грейдер. С конца сороковых годов в город и на предприятия «Ураласбеста» приходит большое количество автотехники, как грузовых автомобилей, так и автобусов и легковых. Ежегодно приходят автосамосвалы ЗИС-585 по 15 штук, ГАЗ-51 десятками, ЗИС 5-50 36 штук, ЗИС 150 — 20 штук. Поступают в город и автобусы ГАЗ-АА, ГАЗ- 03-30, позднее приходят автобусы ЗИЛ-155. Из легковых автомобилей на первом месте наверно нужно назвать ГАЗ-67. Эти автомобили эксплуатировались на всех предприятиях нашего города. Они были закреплены второй машиной, за руководящим составом фабрик и рудоуправлений. Были в городе и трофейные автомобили БМВ, Виллис. Но конечно в большем количестве эксплуатировались автомобили М-20 Победа, Москвич, ЗИМ-12. Одна из этих престижных по тем временам машин была закреплена за управляющим трестом. Остальным руководителям, как то директора фабрик и рудоуправлений, главные инженеры и за всеми этими товарищами, была закреплены «Победы» и вторым автомобилем у всех был ГАЗ-67. На тему принадлежности автомобилей «ЗИМ», из фактического материала, полученного от старожилов, можно сказать, что автомобиль этой марки был закреплен за директором хлебозавода. А вот за Асбестовским горным техникумом было закреплено два автомобиля, «Москвич» и «Победа». И на предприятиях в тот период эксплуатируется большое количество мотоциклов. Например, мотоциклы ИЖ-49 работали в Центральном рудоуправлении, автобазе и Управлении буровзрывных работ. В этих же предприятиях работали мотоциклы М-72, но больше всего мотоциклов этой марки эксплуатировалось на предприятии Охраны. А еще большое количество автотехники работало в Управлении Баженовского ИТЛ. Здесь были мотоциклы и автобусы и большое количество грузовых машин. Можно сказать, что в этом предприятии было три отделения, которые называлась строительными районами. Контингент этих учреждений, работал как на стройках города, так и на строительстве промышленных предприятий. В адрес этого предприятия, в некоторые годы, приходило по десятку автобусов ГАЗ 03-30, грузовых машин ЗИС 5-50 36 штук и 20 штук ЗИС 150. И неудивительно:контингент этого предприятия работал практически на всех строительных участках нашего города. От строительства промышленных объектов, жилья, до работ по строительству городских дорог с асфальтовым покрытием. Дороги с асфальтовым покрытием берегли, были изданы специальные приказы: «…В целях нормальной эксплуатации и сохранения их от разрушения запрещается передвижение по ним на конном транспорте, бульдозерах и тракторах. Запретить передвижение по этим дорогам станков КУБ, экскаваторов и другого оборудования на гусеничном ходу». В сентябре 1953 года было организовано круглосуточное дежурство автотранспорта при диспетчерской службе треста «Союзасбеста». Для этих целей выделялся автобус и грузовая машина круглосуточно. Автотехники в город поступало столько, что часть оказалось не задействованной. Руководством «Союзасбеста» было принято решение продать излишки автомобильной техники, населению города в частные руки. На продажу были выставлены автомобили «Москвич» и ГАЗ-67. Количество автомобильного транспорта в городе Асбесте быстро увеличивалось. Расширялась и сеть автодорог, для строительства, ремонта и содержания автодорог в проезжем состоянии руководство Треста «Союзасбест» создает дорожный участок. С апреля 1955 года при автобазе треста «Союзасбест» был организован ремонтно-дорожный участок. В его ведение передается ремонт и эксплуатация следующих магистральных дорог. Дорога от Асбеста до ст. Грязновская. Дорога от Первомайского РУ до фабрики №5 (ул.Февральская, Ленина, Осавиахима, Культуры) Дорога от ул. Трактовой до фабрики №2, через фабрику №3) и до Вокзала. Дорога от фабрики №2 до фабрики №4 Дорога от ул.Ленина до Лесхоза. (ул.Володарского, Садовая, Лермонтова, Лесная, Октябрьская, 8-е марта) Дорога от ул.Володарского до автобазы. Дорога по ул.Калинина. Эксплуатация и ремонт остальных дорог производится силами и средствами предприятий и КЖУ, по балансовой принадлежности дорог. С конца 1955 года производится капитальный ремонт дорог с укладкой асфальтового покрытия, к основным промышленным предприятиям. От Фабрик №2 и №3, до Южного рудника, Кирпичного завода, Лесозаводов №1 и №2. От Кирпичного завода до Северного рудоуправления, и от ул. Ленина до РМЗ. А так же производится ремонт внутригородских дорог по улицам Шахтерская, Милицейская, Свободы, Мопра, Луначарского и Чапаева. Параллельно было принято решение организовать бригаду из 10-12 человек для очистки и ремонта асфальтированных городских дорог. С начала существования приисковых поселков и города Асбеста в советское время, въезд в город был один. Дорога, входившая со стороны поселка Белоярского, проходила через жилой поселок Ильинского участка, располагавшегося на территории современного Южного карьера. На эту же дорогу, южнее магазина «Уралторг» выходила дорога со стороны современного поселка Белокаменного (старая Грязновская дорога). В послевоенное время, эта дорога уходила на север и с поворотом на улицу Трактовая, выходила на современную улицу Промышленную, южнее водонапорной башни. Но в связи с расширением карьеров и увеличение зоны горных работ, дорога на поселок Белокаменный прекращала свое существование и вторая дорога в скором времени также попадала в зону горных работ. Поэтому в феврале 1956 года принято решение начать строительство объездной дороги ул. Осавиахима – Грязновская дорога. Пользуясь современными ориентирами скажем, что это улица Промышленная. Примерно от водонапорной башни, и в южном направлении, через Южное рудоуправление, фабрику № 5 и до переезда с путями у станции Изумруд. Строительство велось силами треста «Союзасбест» с привлечением подразделений треста. Для быстрейшего окончания строительства объездной дороги, от фабрики № 5 до выезда на Баженовскую дорогу, в месячный срок, директору фабрики № 5 предписывалось оборудовать ж.д. переезд в районе фабрики № 5. А директору ЮРУ, в двухмесячный срок, оборудовать ж.д. переезды с установкой шлагбаумов в районе пересечения дороги около станции Изумруд. И к указанному сроку, закончить все земляные работы, на подходе к переездам. Город рос, расширялся, строились новые фабрики и заводы, транспортные коммуникации увеличивались и встал вопрос о доставке трудящихся к месту работы транспортом предприятия. Здесь можно привести небольшой пример методики решения вопроса и его сроков в 1958 году. Приказ товарища Кагановича гласил: В 3-хдневный срок выделить необходимое количество кузовных машин для доставки трудящихся к месту работы и обратно, особенно в ночное время: «…Переоборудовать 10 кузовных машин для перевозки трудящихся. Работу машин организовать в 3 смены. За пользование автотранспортом предприятий, с трудящихся взимать плату, по действующему положению. Особо практикуя месячные проездные билеты». В 60-е годы в городе все основные транспортные магистрали уже покрыты асфальтом. На городских дорогах организовано регулярное автобусное движение. Доставка трудящихся к месту работы осуществлялась городскими автобусными маршрутами. Разветвленные схемы движения автобусов были разработаны так, что охватывали весь город. И если в шестидесятых годах ХХ века, на улицах города и пригородных дорогах, можно было ежедневно увидеть лошадь запряженную в телегу или зимой в сани или кошевку, то в восьмидесятых годах эти транспортные единицы в нашем городе, стали практически редкостью. Дороги в городе, в том числе и внутриквартальные и в частном секторе пригородных поселков, имели асфальтовое покрытие. По дорогам ездил современный, по тем временам, парк грузовой техники отечественного производства разнообразного назначения. Но были и иностранные автомобили, различного назначения. А трудящихся и жителей нашего города, перевозили большие комфортабельные автобусы, в том числе и зарубежного производства. Стоимость проезда, на любом городском маршруте была 5 копеек. А. Копырин, краевед, член Русского географического общества В статье использованы архивные материалы автора. И воспоминания старожилов города: Бухарова Т.Д, Вайтман З.Ф, Черноскутова Д.П, Замараевой Р.Н, Новгородцева А.П, Рыдановой Л.И, Поповой А.С., Малиновской Т.А. и др. | |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Новости от партнеров