13:40
Как в Асбесте строили больницу - лучшую в СССР
В 2018 году, когда писались эти строки, город отметил две значимых даты: 85 лет со дня присвоения статуса города и 120 лет системе здравоохранения. 

Первую больницу на приисках построили в 1898 году.

У Асбестовского здравоохранения немало подвижников, о них мы начинаем свой рассказ.  Жизнь этих людей и есть история нашего города, история главной городской больницы, бывшей когда-то - не падайте! - одной из лучших в Советском Союзе, ее врачей и пациентов.

МАРИЯ ЖИДОВИНОВА, главный врач медсанчасти «Ураласбест» (1953-1968), начальник городского отдела здравоохранения (1968-1979), руководитель отдела статистики центральной городской больницы (1979-1986). Заслуженный врач РСФСР, Почетный гражданин РСФСР, Почетный гражданин города Асбеста, награждена орденом Трудового Красного Знамени

Мария Васильевна Жидовинова — удивительный рассказчик. Она не просто вспоминает события своей жизни, но и передает в рассказе все сопутствующие данным событиям обстоятельства — географические, исторические, семейные. Слушаешь — как будто кино смотришь про жизнь советских людей. Маруся Романец родилась в 1924 году в Сталинграде, «строила» с родителями знаменитую Магнитку, окончила школу в Пятигорске, поступила в медицинский институт в Краснодаре, продолжила обучение в Ставрополе, получила распределение на Урал.

Марусина мечта

…1941 год. 21 июня — выпускной бал, а за ним интересная, насыщенная студенческая жизнь. Маруся, как круглая отличница, могла поступить в любой вуз Советского Союза (так записано в ее аттестате зрелости), и она мечтала учиться в Ленинграде. Но на следующий день началась Великая Отечественная война… Поэтому на семейном совете было решено Марусе далеко не уезжать, получать образование в Краснодаре. Медицинский институт, конечно, потому что семья видела ее только врачом. Лучше профессии нет — так считала и сама Маруся, много болевшая в детстве.

А когда окончила первый курс, вместо практики попала в поле — вместе с другими студентами рыть противотанковые рвы. Каждый день ребятам привозили немудреный провиант — хлеб и воду. Однажды не привезли. И на другой день, и на следующий. Краснодар заняли немцы.

Прошел еще год — в оккупации. Вскоре освободили Ставрополь, в освобожденном городе открылся медицинский институт. Маруся ринулась туда — проситься на второй курс.

— Только на первый, — сказали ей. — В институт как раз фельдшеров из госпиталей набрали, будете им помогать вспоминать химию, биологию, математику.

И Маруся помогала, она же отличницей была. И активной комсомолкой, воспитанной в духе времени: «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

"Ну, до чего доктора довели!"

1948 год. 101 будущий врач (исключительно девочки) замерли перед комиссией по распределению. Адреса — весь Советский Союз, от Воркуты до Дальнего Востока. Маруся с двумя подружками выбрали Свердловскую область — самую близкую к Ставрополю из имеющихся в списке.

…В Асбесте их даже не встретили, а когда девочки сами добрались до горздравотдела, его заведующий Зоя Александровна Торшилова всплеснула руками:

— Мне сказали, что трех докторов направляют, я не поверила! Вот счастье-то! У нас столько работы!

В Асбесте как раз строили больницу — трехэтажный корпус, а во всей стране, называемой в то время Советским Союзом, создавали систему народного здравоохранения.

— Участковую и цеховую службы, диспансерный учет, здравпункты на предприятиях — все это как раз начали создавать, — вспоминает Мария Васильевна. — Получилось, мы тогда у истоков самых оказались. Было очень трудно, не хватало самого элементарного. Представляете, больницу открываем, а у нас даже посуды нет! В то время, сразу после войны, невозможно было мягкий инвентарь купить в магазине. Населению продавали, организациям — нет. Я поехала в Свердловск, к директору областного банка (один тогда был банк — государственный), объясняю ему ситуацию, и не выдержала — разревелась. Он давай куда-то звонить, договариваться, одновременно меня успокаивает — «Ну, до чего доктора довели, безобразие просто…». Нашел. Мы получили тарелки, ложки, кастрюли, повезли в Асбест.

Молодого специалиста Марию Романец очень быстро назначили лечебным инспектором в горздравотдел. А через пять лет — главным врачом медсанчасти комбината «Уралабест».

— Кроме организации лечебной деятельности, я и асбестовую промышленность изучала, — признается Мария Васильевна. — А как же иначе, ведь наши пациенты здесь работают. И немалая часть — во вредных условиях. В то время было очень много больных туберкулезом — нужно было организовать для людей хорошее питание на рабочих местах, стационарное, амбулаторное и санаторное лечение.

Вот и сбылась мечта — она врач. Но ведь главный врач — это, можно сказать, почти другая профессия. Главный врач — организатор в больнице и за все ответчик. Даже за то, что отвечать в принципе не может.

Больница - лучшая в СССР

— Как это? С ума сошли, что ли? Почему не доложили? — Затопал ногами первый секретарь горкома партии (когда-то в каждом городе была такая очень серьезная организация) на Марию Васильевну, узнав, что в Асбесте зарегистрировали первые случаи заболевания сифилисом. — Какая врачебная тайна, Мария Васильевна! За такую тайну партийный билет выложите!

Объяснения с партийным боссом имели весьма отдаленное отношение к лечебной деятельности, но Марию Васильевну не удивляли. «Я отвечаю за все» — не зря было девизом для советских людей. Кроме того, понять чувства такого же, как она сама, «ответчика», можно легко. Туберкулез победили почти, а тут…

— Все равно справились, выявили всех и вылечили, — вспоминает.

А главное — систему народного здравоохранения в Асбесте поставили на ноги.

— И ее признали одной из лучших в Российской Федерации, — рассказывает Мария Васильевна. — Первая была в Горьком, наша — на втором месте. Удивляться нечему — мы же тогда в социалистическом соревновании участвовали, профессиональных смотрах, конкурсах санитарных дружин. И одно за другим строили больничные здания — взрослую и детскую поликлиники, хирургический корпус, инфекционную больницу. Горжусь тем, что открыли не только стоматологическую поликлинику, но и кабинеты практически в каждой школе, на предприятиях. Состояние зубов асбестовцев на тот момент оставляло желать лучшего…

Все, что тогда удалось построить, для Асбеста бесценно — ведь сегодня даже ремонт в больнице нелегко сделать.

— Строили благодаря нашим предприятиям, — подчеркивает Мария Васильевна, — прежде всего — комбинату «Ураласбест», заводу УралАТИ.

А чтобы открылась стоматологическая поликлиника, пришлось Марии Васильевне поездить по области — не могли найти подходящий проект. Готовых просто не существовало, наконец, в Каменске-Уральском обнаружилось то, что искали: поликлиника, расположенная на первом этаже жилого дома (многоэтажку в городе как раз закладывали, а поликлиники в планах не предусматривалось). Проект попросили скопировать, и все получилось, вот только дом, по мнению специалистов, оказался на подземных водах, — случаются время от времени проблемы.

— Строительство лечебных учреждений было очень важным делом, — вспоминает Мария Васильевна. — И не менее важно, кому в них работать. Считаю, Асбесту повезло на замечательных специалистов. Таких, как Евгения Исааковна Бартош, Мария Романовна Гулевская, Зинаида Ивановна Козлова, Вера Михайловна Колова, Ольга Ивановна Вотинцева, Анжелина Николаевна Яшуткина, Раиса Михайловна Жарова, Джаудат Сунагатович Ахтямов, Ярослава Михайловна Евдокимова, Александра Тимофеевна Сонина, Надежда Алексеевна Никитина и другие. Счастлива, что мы были коллегами.

Пришло время выхода на заслуженный отдых, но Мария Васильевна взялась за новое дело: налаживала работу отдела статистики. Это ведь только кажется, что учет в медицине — на последнем месте. На самом деле статистика должна иметь ответ на любой вопрос, касающийся организации здравоохранения и заболеваемости в городе. Сколько пациентов обратилось в лечебные учреждения за год? Сколько понадобилось (и понадобится в будущем) лекарств, мягкого инвентаря, мест в том или ином отделении, количество каких заболеваний растет, каких — уменьшается? Анализ ситуации за несколько месяцев, лет дает ответы на многие вопросы, но не на все, так что работы впереди — непочатый край...

Мария Васильевна Жидовинова ушла из жизни в возрасте 90 лет, 20 апреля 2014 года.

Ирина Атанасова, из книги "Здравствуйте, доктор!", 2014 год
 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 134 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров