13:00
Как содержали первые дороги в Асбесте
Когда было открыто месторождение асбеста, к нему вело несколько дорог.

Одна из основных приходила с запада от Екатеринбурга на Изумрудные копи. На карте она названа Пышминской и обозначена как почтово-караванная. Как продолжение этой дороги в восточном направлении уходит лесная дорога, в сторону современного населенного пункта Егоршино.

Другая дорога, которую так же считали основной, шла от города Режа, проходила между озерами Щучье и Талицкое и уходила на село Грязновское.

Поколение старожилов, рожденное в начале ХХ века и пришедшее работать на Кудельку, эту дорогу считали основной. В разговорах она фигурировала намного чаще, чем Белоярская дорога. Основные перевозки и гужевое движение в тот период, по рассказам старожилов, происходило по старой Грязновской дороге и по Режевскому тракту.

После начала регулярных работ по добыче асбеста, большинство дорог «облагородили», но только по одной дороге - Грязновской в дореволюционный период можно было проехать на тройке.

Здесь возникает вопрос, как привозили на прииски крупногабаритные механизмы. Например, паровую турбину, которая работала на электростанции. Узкоколейные паровозы и локомобили.

Основным тяговым механизмом в тот период являлась лошадь, а вспомогательным - энное количество мужиков с веревками, вагами и топорами.   

Но вот пришла новая власть, мелкие разрозненные «закопушки» были объединены и создана единая транспортная сеть.

Для перевозки грузов на станцию Баженово построили железную дорогу, а для появившихся автомобилей пригодных дорог было две - Грязновская и Белоярская. Но в процессе работ дороги приходили в негодность, для круглогодичной эксплуатации требовалось непрерывно поддерживать их в проезжем состоянии.

Этому вопросу руководство города и треста «Союзасбест» ежегодно, в соответствии с сезоном, уделяло большое внимание.

В начале 30-х годов ХХ века «…для ремонта Грязновского шоссе и поддержания в проезжем исправном состоянии, закрепить отведенные участки дорог…».

Участки закреплялись за Пролетарским, Северным, Южным горными цехами, Центральной горной группой. Железнодорожным цехом, фабрикой №2, Октябрьскими сортировками, Ильинскими сортировками, фабрикой № 3. Коммунальным отделом, электромеханическим цехом Ильинского участка, Асбостроем, Асбокомбинатом совместно с ОРСом и совучреждениями.

Меры принимали такие, что на сегодняшний день можно только улыбнуться: «…в целях сохранения Грязновского шоссе в исправном виде, запретить езду на лошадях до установления санного пути. 

Разрешить езду исключительно на автомашинах.

За нарушение данного постановления организации и лица, будет подвергаться штрафу в размере 25 руб. При повторном нарушении привлечение к судебной ответственности».

Изучая архивные документы, можно сделать заключение, что Грязновскую дорогу ремонтировали силами треста «Союзасбест».

А вот ремонт и содержание в исправном состоянии дороги на станцию Баженово, это современная Белоярская дорога, производили, как говорили в старину, всем миром. 

«…В целях проведения ремонта грунтовой дороги на Баженово направлялись 10 человек и 2 плотника, для ремонта мостов.

…Приступить к строительству лежневой дороги на протяжении 3,5 км, предварительно определив место прокладки. На строительство направить 17 человек, в том числе 6 человек с фабрики Коминтерна…».

Дорога на станцию Баженово проходила по сложной пересеченной местности с речками, болотинами и сезонными ручьями. И приносила она большое количество хлопот, даже в летнее время.

В июле 1935 года выпущено распоряжение: «…немедленно приступить к текущему ремонту дороги Асбест — Баженово, начав ремонт дороги с особо плохих мест».

К этой работе привлекались все хозяйственные организации Асбестовского района. Они должны были принять участие в выделении автомашин, тракторов, коннорабочих и пеших рабочих.

Кроме того, был поставлен вопрос перед директором Изумрудных копей, о выделении 1 автомашины, 3 коннорабочих и 5 пеших рабочих.

В этот же период руководство города обратилось в  Свердловский Горсовет с вопросом  привлечения на работы населения ближайших прилегающих сельских советов, как то: Большой деревни, Белоярки и других.

По обеим дорогам перевозили грузы и осуществляли пассажирские перевозки, а так же широко использовали  гужевой транспорт. У обеих дорог были дороги-дублеры, которые проходили хоть и не параллельно основной, но в достаточной близости.

Например у дороги на Баженово (современная Белоярская дорога в старом варианте) шла параллельная дорога от Черемши, через современный Красноармейский карьер на Каменский кордон, мимо поселка Режик, и через лесной массив выходила в Большую деревню (современная Белоярка).

Кстати, остатки этой дороги до сих пор в проезжем состоянии на отдельных участках в лесном массиве. Ей пользовались рыбаки, охотники и старшее поколение, пришедшее на работу из деревень Белоярского района.

Известный краевед нашего города В.Н.Рубцов «со товарищи», как, впрочем, и автор, пользовалась этой дорогой до начала 80-х годов ХХ века. После вырубки лесных площадей под поля подсобного хозяйства трасса дороги была нарушена и сегодняшнему поколению любителей активного отдыха уже не известна.

На эту дорогу можно было попасть с дороги, которая проходила от Тракторной базы или ответвление дороги у современной АЗС, расположенной у ГАИ.

Тем, кто хотел попасть в Екатеринбург, можно было проехать через Черемшу в западном направлении. Путь до сих пор в наличии, и проехать по нему можно с определенными усилиями, на автомобиле повышенной проходимости, квадроцикле или на мотоцикле-одиночке.

Эта дорога работала круглогодично, за исключением небольших периодов весенней и осенней распутицы. По ней ходили грузовики, проезжали конные экипажи и, конечно, передвигались пешком.

Вдоль Грязновской дороги дублера не было и параллельно проехать было нельзя. Но существовало два объездных пути, по которым так же попадали в село Грязновское.

Это через поселок Грязнушка, (современный поселок Папанинцев) Косой брод на Пышме и по лесной дороге, через Ельничный кордон в деревню Чудову. А там до села Грязновского рукой подать.

Вторая дорога шла через современный поселок 101 квартала на деревню Ряпосову (современная Светлая). От Ряпосовой по лесной дороге, можно проехать на деревню Чебаки и там с поворотом на юг, уже на Грязновское или Барабу.

А. Копырин, краевед, член Русского географического общества

Источник




Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 225 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров