13:00
История поселка Рефтинского. Строительство первого микрорайона. 1
Как строили электростанцию и поселок, рассказал в своих очерках первый директор Рефтинской ГРЭС, Почетный энергетик СССР, Почетный гражданин штата Теннеси (США) и поселка Рефтинский  Юрий Васильевич Иванов.

Строительство первого микрорайона. 1
    
Сооружение Рефтинской ГРЭС началось в 1963 году со строительства автодороги от Асбеста до площадок будущих электростанции и поселка. Для этого использовались возможности г. Асбеста: снабжение строительными материалами и выделение территории для создания первого пионерного поселка на северо-восточной окраине города, так называемая "Опушка". Там первыми строителями станции для себя было построено временное жилье барачного типа вместе со столовой, детским комбинатом, школой и т.д. Кроме "Опушки", небольшое количество временного жилья было построено на территории  поселка Окунево. По мере увеличения количества первых строителей для их размещения в г. Асбесте было построено два многоквартирных дома, переданных в дальнейшем на баланс Асбестовского горисполкома.
    
Нужно отметить, что в начальный период строительства станции и поселка руководители города Асбеста, горком партии и горисполком оказали большую помощь нашим строителям. В результате автодорога на площадку строительства стала действовать уже в 1964 г.  Это позволило сразу же начать строительные работы одновременно как на площадке станции, так и на территории будущего поселка. Действительно, котлованы под первые дома поселка (ныне дома по улице Гагарина № 1,  № 2,  № 4) были выкопаны в 1964 г.  Ввод в действие автодороги дал возможность разместить рядом с будущим постоянным поселком, на том месте, где сейчас построены кооперативы индивидуальных гаражей, в качестве временного жилья несколько десятков жилых вагончиков и так называемых "коттеджей". Так назывались отдельные помещения, состоящие из двух совмещенных вагончиков, представляющие собой квартиру из двух комнат.
    
По мере строительства постоянного  поселка все рабочие и служащие были переселены из временного жилья в постоянное, полностью благоустроенное, а временное было снесено. Последний временный "коттедж" был ликвидирован примерно в 1978 г. и их  территория   была отдана под строительство кооперативов индивидуальных гаражей, так как в то время началась бурная "автомобилизация" населения поселка.
        
Нужно сказать, что строительство новой, прямой, как стрела, бетонной автодороги протяженностью более 10 км в необжитой местности в течение одного года само по себе является серьезным трудовым подвигом тех людей, которым это было поручено. О строительстве автодороги его участникам следует рассказать отдельно.
    
Одновременно со строительством автодороги подрядные строительные организации Министерства железнодорожного транспорта начали строительство 20-километровой ветки с северо-востока от железнодорожной станции "Рефт", расположенной на дороге между Богдановичем и Артемовским. Кроме того, для обеспечения будущей электростанции углем и увеличения пропускной способности железной дороги производилась работа по строительству второго рельсового пути между Богдановичем и Артемовским и электрификации этой магистрали.
    
По мере увеличения объема строительных работ в 1964 г, была организована "Дирекция строящейся Рефтинской ГРЭС" во главе с директором дирекции (официальное название должности) Дмитрием Григорьевичем Гаренским. Задачей дирекции было обеспечение финансирования всех работ, связанных со строительством и проектированием Рефтинской ГРЭС, осуществление контроля над этими работами и подготовкой электростанции к пусковым операциям. Естественно, в задачи дирекции также входило и финансирование, проектирование и строительство жилого поселка, что производились по отдельной так называемой смете непромышленного строительства, выполнение которой строго контролировалось государственным Стройбанком СССР. Смета строительства жилого поселка, которая никак не была связана со сметой  строительства промышленных объектов электростанции, а также строгий контроль со стороны Стройбанка СССР обеспечивали защиту средств, предназначенных для жилья и соцкультбыта, от посягательства руководителей строительства электростанции, которые всегда испытывали острый недостаток в деньгах для сооружения промышленных объектов.    
    
30 декабря 1966 г. решением Свердловского облисполкома за № 997 вновь возникшему населенному пункту с жилыми домами № 1, 2, 3, 4 был присвоен статус рабочего поселка и дано наименование “Рефтинский”. В это же время первая улица получила название: “улица Гагарина”. Дата 30 декабря стала считаться днем рождения нашего поселка.
    
Однако состояние хозяйственных и финансовых дел в то время на стройке было неудовлетворительным,  поэтому в 1965 г. все руководители таких основных предприятий, как Управление строительства, Дирекция строящейся ГРЭС были заменены другими специалистами. Начальником Управления строительства был назначен Илья Владимирович Вольфсон, работавший до этого начальником строительства Яйвинской ГРЭС в Пермской области. Директором дирекции строящейся Рефтинской ГРЭС был назначен заместитель директора по капитальному строительству Верхне-Тагильской ГРЭС Алексей Владимирович Александров, который в аналогичной должности участвовал в строительстве Верхне-Тагильской ГРЭС от ее первого колышка до полного окончания. В качестве его заместителя на должность главного инженера дирекции был назначен Константин Николаевич Сапельников - опытный специалист - электрик, который прекрасно показал себя в должности начальника электрического цеха Серовской ГРЭС и имел хороший авторитет среди инженерной общественности Свердловэнерго.
    
В это же время отдельно от Управления строительства Рефтинской ГРЭС было создано самостоятельное предприятие, подчиненное напрямую тресту "Уралэнергострой", названное "Жилстрой" во главе с Иосифом Михайловичем Безотосным, работавшим ранее на строительстве Серовской ГРЭС.
        
Эти люди: И.В.Вольфсон, А.В.Александров, К.Н.Сапельников и И.М.Безотосный благодаря своему опыту, высокой квалификации, умению организовать работу и настойчивости в дальнейшем сыграли ключевую роль в успехах строительства и эксплуатации Рефтинской ГРЭС и ее поселка.
   
Продолжение следует.
Ю.В.Иванов.  Газета "Рефт" 1999 г.    






Юрий Иванович Еловиков.
Один из первостроителей, прибывших на территорию будущего поселка 3 июля 1963 года. Начал работать геодезистом на строительстве автодороги, затем начальник отдела капитального строительства и заместитель директора Рефтинской ГРЭС. Сейчас пенсионер и почетный гражданин поселка.



 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 192 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров