13:30 История храмов и приходов на реке Рефт. 14 | |
(Продолжение) Часть 7 (2) Храм был построен, в основном, на средства владельцев приисков. Однопрестольная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы 3 -го ноября военного 1915 г. По данным Екатеринбургской епархии Успенская церковь относилась к единоверческим. Вероятно, это было связано с тем, что на приисках работали сезонники со старообрядческих территорий. К таковым, в ближних и дальних окрестностях рудников, можно отнести село Шарташ, Режевской, Ревдинский, Верхнетагильский, Невьянский заводы. В 1917 году из 504 приходов епархии 39 было единоверческими, обединенными в 3 благочиннических округа. В Екатеринбургском единоверческом округе в начале века было 17 храмов. Главной (по факту) церковью екатеринбургских единоверцев считалась Градо-Екатеринбургская Свято-Троицкая (Рязановская). Наиболее близко подступало старообрядчество к рефтинским землям в середине 19-го века. В 15 верстах от с. Белоярского Екатеринбургского уезда, на левом берегу Пышмы существовала заимка матушки Фаины (в миру - Марфа Григорьевна Чувакова). Прежде она жила в Казанском скиту на озере Шарташ, близ Екатеринбурга, а после разорения скита переселилась в наши края. Попасть на заимку можно было только по единственному мосту, который в опасных случаях, под предлогом поправки, обыкновенно разбирался. На этой заимке старообрядцы «австрийского» согласия укрывали от властей своего владыку - епископа Геннадия (1826-1892) до его поимки на Белоярской почтовой станции весной 1862 г. Анатолий Пискарев сообщает, что Успенский храм был деревянный и стоял в старой Кудельке, на территории Поклевского прииска. Он находился, по сегодняшним понятиям, где-то в районе старого рынка. Году в1991 в газете «Асбестовский рабочий» публиковалась архивная фотография рынка. На его фоне было видно здание церкви, как мне показалось каменной (может быть, оно было оштукатурено). Здание попало, якобы, под расширение асбестового карьера и было разрушено. В1922 году власти изъяли из этого храма 14 фунтов 77 золотников (6 кг) серебряных церковных украшений и богослужебных предметов. С 1926 года храм находился в юрисдикции митрополита Григория (Яцковского) (1866-1932гг.). В1930 году церковь была закрыта и в последствии снесена. А.И.Чечулин указывает имена и дает характеристику некоторых асбестовских церковников того времени. Это священник Георгий Азряков - « любит балагурить и пить горькую, что не совсем приличествует духовному сану». Он возглавлял, вместе с купцом Барановым, «черносотенцев» приисков и вместе со своим «воинством» под старорежимными знаменами встречал новую колчаковскую власть.Вообще, фамилии Азряков нет в известных списках духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий 19-го века, что, учитывая сословную замкнутость духовенства того времени, странно. Второй, надеюсь, документально подтвержденный персонаж книги Чечулина - церковный староста Вольхин - пособник белогвардейцев, «предатель». В период отсутствия церкви имелись случаи посещения города священниками с других территорий для совершения треб в домах верующих. Один случай зафиксирован чекистами из Совета по делам религии. Священник Яков Кашин при поездке в Асбест крестил около 40 детей, за что был снят уполномоченным с регистрации и вынужден был перейти в другую епархию. Было это в 50-х годах. В 1988 году вновь образованной православной общиной г.Асбеста, был куплен и перестроен под церковь, деревянный дом по улице Луговой. Сама община организовалась, по свидетельству очевидцев, несколько раньше и до этого собиралась по домам. Перестройка и приближавшиеся празднование тысячелетия крещения Руси ослабило давление государства на Церковь. Молитвенный дом был освящен во имя равноапостольного князя Владимира 19 ноября 1989 года. Примечательно, что в 1988 году, когда открывался этот молитвенный дом, то, по словам очевидца - А.И.Игонина, не смогли не вспомнить, не установить имя утраченной «дореволюционной» церкви, хотя по существовавшему правилу следовало бы новому храму дать имя потерянного. Действовал молитвенный дом до сентября 1994 года и вновь был открыт в октябре 1998 года в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление». Это первое, после гонений, церковное прибежище жителей города и окрестных поселков верующие вспоминают с большой теплотой. Сейчас оно снесено (после возведения нового деревянного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» здесь же, в ограде молитвенного дома ). Для восстановления православия на территории города и окрестных поселков в новое время неоценима заслуга отца Павла Алабушева. Он из семьи священника. Выработал трудовой стаж. Короткое время служил дьяконом в Шадринске. С 1990 года -иерей и настоятель асбестовской церкви. В труднейшее время (1991 - 1994 гг.) поставил каменный храм. Помогал образованным общинам поселков в становлении, готовил и готовит священников. В этой же главе скажем о поселке Малышева. Роль изумрудных приисков первостепенна в экономическом освоении прирефтинских земель. Хоть поселок Малышева сформировался как населенный пункт лишь в середине 20-го века, зачатки поселения существовали на этой территории уже в 30-х годах 19-го века. Владислав Семёнов сообщает, что в 1861г. встал вопрос и о судьбе недвижимого имущества Екатеринбургской гранильной фабрики, находившегося на изумрудных копях: дома надзирателя и двух казарм для рабочих построек 1836 года — все прочее пришло в запустение. Значит, было и прочее. В начале 20-го века, кроме шалашей-землянок хитников, там имелись и капитальные сооружения - обогатительная фабрика на Троицком прииске, например. Несмотря на дикость местности, эта территория находилась под контролем. Во всяком случае, стремление к контролю было. Например, лесничий Монетной дачи писал (3 августа 1865 года) в контору Екатеринбургских заводов о своей озабоченности тем, что, как ему стало известно, изумрудные прииски перешли в аренду, а он до сих пор не знает ни своих функций, ни прав и обязанностей арендаторов: должен ли он контролировать ведение горных работ и добычу; переданы ли арендаторам постройки и взимается ли с этих построек пошлина; следует ли ему следить за тем, чтобы заваливались старые выработки; имеют ли временные владельцы право потреблять лес при проведении шурфовых работ, если да, то по какой таксе и на каком пространстве; переданы ли арендаторам покосные места, принадлежащие крестьянам, фабричным и приисковым рабочим; имеют ли новые владельцы право сооружать новые постройки, прокладывать новые дороги и должны ли чинить старые и т.д. Православный приход в поселке Малышева был организован в середине 90-х годов 20-го века. Молитвенный дом честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, находится в здании бывшего детского сада. Администрацией поселка выделен участок земли под строительство храма. В конце 2007 г. состоялись общественные слушания по вопросу об отношении населения к строительству церкви на отведенном участке. Продолжение следует. Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт. 2008г.Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Асбестовых приисках 1931г Рынок на асбестовых приисках ( Церковь на заднем плане)
| |
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. | |
Дополнительно по теме | |
|
Всего комментариев: 0 | |