13:00
Гвардейцы тыла. Переломный год
Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода УралАТИ в военные годы.
Предыдущая глава

Глава 18. Переломный год

1943 год вполне можно считать переломным в ходе Великой Отечественной войны. В январе был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. До полного ее снятия оставался еще год, но положение города и его населения значительно улучшилось. В феврале полной победой наших войск закончилась Сталинградская битва. Около полумиллиона немецких солдат были окружены, частью уничтожены, частью взяты в плен. Победа под Сталинградом была поворотным моментом в противостоянии двух армий.

В июле - августе произошла не менее кровопролитная битва - Курская. В ней сошлись тысячи танков с обеих сторон, и победа ценой невероятных усилий и жертв была на нашей стороне. Успех нашей бронетанковой техники вызывал особую гордость уральцев, ведь две трети танков были сделаны у нас.

Наши войска повсеместно перешли в наступление и оно уже не прекращалось вплоть до самого Берлина. Были еще два долгих года войны, тяжелых сражений и больших жертв, но настроение людей на фронте и в тылу изменилось к лучшему.

Этот год стал решающим и в становлении завода. В 1942 году хоть и достигли несомненных успехов, но многое еще было в стадии эксперимента. Укреплялись внутризаводские структуры и связи, завязывались надежные и долговременные отношения с поставщиками сырья и материалов, определялась система перевозки и хранения их на заводе, понемногу расширялась и материально-техническая база, большей частью за счет своих сил и возможностей.

К 1943 году определился и закрепился коллектив завода, его костяк, из которого и вышли все наши герои. Признанием значимости завода было присвоение ему звания предприятия первой категории. Правда, кроме повышения окладов инженерно-технических работников, это ничего не давало, но все же осознавать себя представителем важного и признанного производства было приятно.

Но проблем и задач хватало и решать их надо было срочно, этого требовали время и обстановка. Благо, что люди уже приобрели кое-какой опыт и научились решать производственные задачи в сроки, необходимые нуждам страны. Так в 1943 году сумели снять очень острую проблему с паронитом. Этот прокладочный материал впервые в стране был освоен и начал выпускаться на Ленинградском асбестовом заводе еще до войны. Но, по всей видимости, вывезти оборудование по производству паронита не смогли (или не успели?) и в 1941-1942 годах паро-нит в стране не производился, хотя потребность в нем была огромная, ведь он использовался в машиностроении, судостроении, производстве многих видов оборонной техники. И какое-то время, а это около двух лет, приходилось закупать этот материал за валюту в Англии.

В конце 1942 года из блокадного Ленинграда доставили к нам на завод одни вальцы с горизонтальным расположением валков и два массомешателя. Каких усилий и жертв это стоило, остается только догадываться, потому что документов об этом не сохранилось, есть только факт. Известно лишь, что из Наркомата Резинпрома поступил приказ - немедленно организовать участок по изготовлению паронита. Это производство взрывоопасно, так как в нем применяется бензин, поэтому на третьем участке пришлось строить отдельное помещение. Работами руководил опытный инженер-химик П.Г. Файнберг, прибывший вместе с оборудованием по производству паронита из Ленинграда. Самое непосредственное участие в монтаже и наладке принимали механик третьего участка Б.В. Капустин, слесарь-универсал И.Ф. Лихачев. Работали, как и везде в то время, в режиме аврала, не считаясь со временем, не жалея сил, и первый паронит был выдан. Начальником нового цеха в феврале 1943 года был назначен Пинхус Гершевич Файнберг, у нас его звали Петром Григорьевичем. После окончания института он работал на Ленинградском асбестовом заводе. В начале войны, как и многие, вступил в ополчение, но тяжело заболел дистрофией и цингой. Пока находился в госпитале, в блокадном городе погибла вся его семья - жена, сын и дочь. Но эти утраты не надломили настойчивого по характеру человека. Прибыв на Урал с опухшими от болезней ногами, он сразу же был втянут в круговорот заводских дел. Опытный инженер-производственник, он все силы отдавал своему цеху, досрочному выполнению заданий, обучил многих мастеров по производству паронита - вальцовщиков, аппаратчиков. Принимал активное участие и в рационализаторской работе. В 1946 году принял вновь построенный цех паронита на втором участке и руководил им до 1956 года, ухода на пенсию. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 

ФАЙНБЕРГ
Петр Григорьевич,
инженер, начальник цеха

Одним из самых активных участников организации производства паронита был механик третьего участка Борис Владимирович Капустин. На Ленинградском асбестовом заводе он работал с 1935 года бригади-ром-механиком по ремонту оборудования. В 1941 году приехал с первой группой эвакуированных к нам на Урал. И с первых же дней занимался монтажом, наладкой и настройкой машин, сначала на первом участке, а с 1942 года стал механиком третьего участка. Борис Владимирович являлся мастером высокой квалификации, он и сварщик, и слесарь, и кузнец, и токарь. Одной из его основных черт было стремление выполнять задания только на «отлично» и «хорошо», его рационализаторские предложения давали заводу немалую экономию. Он много сделал по перебазированию третьего производства на второе. Часть работ была проведена с дополнительной реконструкцией по его предложениям. К примеру, осуществлен возврат конденсата при варке бакелита, налажена рекуперация бензина на вторых вальцах (превращение паров обратно в бензин). Последние годы своей жизни Борис Владимирович работал механиком ткацкого цеха на новом заводе, его долголетний творческий и добросовестный труд был оценен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Ленинской юбилейной и значками «Победитель соцсоревнования Наркомрезинп-рома». В паронитовом цехе долгие годы работала и его жена Зинаида Васильевна Капустина, в настоящее время в техническом отделе трудится их дочь Голдобина Елена Борисовна. Она до сих пор гордится некоторыми вещами, сделанными «золотыми» руками отца.
 

КАПУСТИН
Борис Владимирович,
бригадир, механик

 

Иван Федорович Лихачев- из той славной когорты специалистов, что ставила завод на ноги. Это был слесарь-универсал, отлично знающий все оборудование асбестового производства. Человек большого опыта и ответственности, он принимал участие в монтаже оборудования на всех трех участках, но особенно значителен его вклад в освоение выпуска паронита. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Освоение производства и выпуск первого паронита стали большой победой трудящихся завода. В 1943 году было произведено 52,4 тонны паронита и в дальнейшем завод уже полностью обеспечивал им оборонную промышленность.

С первых дней и все годы войны трудились в цехе паронита мастер Николай Михайлович Спасский, рабочие Нина Берсенева, Лидия Владимировна Чеботаева, Александр Рудаков, Анна Головина, Ольга Тихонова, Дарья Лавыгина и другие.

Продолжение следует.

А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 200 | Добавил: drug6307 | Теги: Гвардейцы тыла | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров