13:40
Герои великой битвы. Асбестовцы - участники сражения под Курском
О судьбах земляков, вплетенных в историю страны. На Курской дуге.

4 июля возле Белгорода сдался в плен немецкий сапер. "Солдатам, - сообщил он, - выданы сухой паек и водка на пять дней. Примерный срок наступления командованием германской армии назначен на 5 июля".

А на нашей стороне притаились в окопах, слившись с родной матушкой-землей, русские солдаты. Отдыхали, но ни один нерв, ни один мускул не расслаблен. Все готовы ринуться вперед. В разных точках фронта, на передовой и на подступах ждали своего часа и наши земляки - гости редакционного клуба. Им посчастливилось - они вышли живыми из кромешного ада Огненной дуги. Кто вышел, а кого вынесли на руках сестры медсанбата...

В ту знаменитую ночь с четвертого на пятое июля заместителя командира отдельного саперного батальона майора С. Н. Косякова вместе с комбатом Кряжевым вызвали в штаб. Задачу ставили коротко: срочно сняться с места, к утру войти в район Тепловских высот и заминировать танкоопасные направления.

Когда саперы прибыли на место, было совсем светло. На раздумья времени не оставалось. Основные силы батальона брошены на минирование дороги, проходящей справа от населенного пункта, наполовину уже занятого гитлеровцами. Саперы устанавливали мины под постоянным огнем.

До их прибытия стрелковые батальоны отразили первую атаку врага. Но гитлеровцы не смирились и двинули на Тепловские высоты новые танки. Наиболее густо бронированные машины со зловещими крестами шли по полю правее села Теплое, прямо туда, где залегли солдаты с противотанковыми ружьями.

Только потом, после боя, узнал Сергей Николаевич, что почти все они погибли. Но каждый боец приложил максимум сил, чтобы отдать свою жизнь дороже. Старший сержант Ерипалов, оказавшись в окружении, подпустил к себе фашистов ближе и подорвался гранатой. Возле него остались лежать двенадцать вражеских трупов. Вскоре о подвиге сержанта на всю 70-ю армию Центрального фронта рассказала дивизионная газета, поэтому так ярко запечатлелся в памяти этот факт - хорошо помнят о нем и однополчане С. Н. Косякова, с которыми он встречался.

Сообща восстановили детали еще одного героического поступка. Разведчик Иван Тупиков вел наблюдение за нашим минным полем. Его задача заключалась в том, чтобы в случае, если гитлеровцы попытаются сделать проход, срочно вызвать огонь артиллерии. И тут от леска отделились танки. Шли они вразброс. Тупиков мучительно соображал, как быть. И его осенила мысль. Достал из кармана осколок зеркала и навел в сторону танков зайчик. Несмотря на то, что в воздухе висела гарь, фашисты вскоре заметили его и, решив, видимо, что там скрывается снайпер, направили в его сторону несколько машин. Две из них, ворвавшись на большой скорости на минное поле, подорвались, остальные повернули.

За участие в боях с 5 по 10 июля 1943 года майор С. Н. Косяков награжден орденом Красной Звезды.

За бои под Курском командир танковой роты П. Н. Афоничев награжден орденом Красной Звезды.

-    Век не забыть, как там было жарко,- рассказывает Павел Николаевич. - От взрывов бомб, от грохота орудий и танков дрожала земля.

Немецко-фашистское командование решило вс что бы то ни стало захватить тот узел обороны, так как, владея им, советские войска перехватывали железную дорогу Орел-Курск.

Был приказ: "Ни шагу назад!". И совместными усилиями стрелки, артиллеристы, танкисты отбивали по 17-20 атак в сутки, превращая грозные машины врага в груды обгорелого и исковерканного металла.

Пятьдесят дней и ночей длилось сражение века. Ничего подобного планета не знала.

-    На всех фронтах было несладко, - подчеркивает кавалер двух орденов Красной Звезды В. Н Коковин. - И сам хлебнул лиха в битве за Сталинград, но именно под Курском решалась судьба России. Неделями мы не видели солнца. Не верилось, что когда-нибудь вновь оживет выжженное поле

Асбестовец И. Н. Губанов, корректировщик огня, более двадцати суток не уходил с поля боя только из-за серьезного ранения покинул свой пост. Сегодня на его орденской планке теснятся отличия боевых орденов - Славы III степени, Красной Звезды и мирного ордена Трудового Красного Знамени. Кто знает, может быть, именно за ни1 и Александром Дмитриевичем Лемешко, которого тоже под Курском настиг шальной осколок, ухаживала в госпитале Наталья Николаевна Рогозина, фронтовая медицинская сестра. Сотни ее кровных братьев судьба раскидала по свету - многие уж, должно быть, не узнают имени своего донора-спасителя.

Раненых везли днем и ночью, дивчина, как и все на войне, жила без отбоя. Выдастся свободная минутка - кому письмо написать или просто словом поддержать. И еще была одна у нее обязанность, от которой сердце разрывалось, - писать похоронки. Хоть над каждой уливайся слезами, но выводила буквы старательно, хотелось как можно подробнее описать место захоронения. Через многие годы по этим координатам родные отыскивали одинокие холмики. И обрастали памятью безымянные могилы.

С каждым годом все меньше ветеранов приходит на такие встречи. Поэтому выслушаем внимательно каждое слово, пропустим памятью через сердце. Ведь их присутствие в жизни не заменить никакими учебниками истории. Будем помни что они для нас с вами сделали. Спасибо, героям великой битвы.

Людмила СИЯЛОВА.

Елена ЧАЙКИНА.

Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.



Подполковник Косяков  Сергей Николаевич

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 110 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров