13:00
Где в Асбесте хоронили военнопленных
Солдат и офицеров немецкой армии - граждан разных стран.

В военное и послевоенное время на территории города Асбеста был большой лагерь военнопленных. Он состоял из нескольких отделений. Военнопленные работали на предприятиях, на строительстве промышленных и социальных объектов, жилых домов.

Официальный период пребывания военнопленных определяется с февраля 1943 года по 1955. Количество военнопленных в разные годы менялось, но принято считать, что в асбестовских лагерях  находилось более 10 тысяч человек.

На территории вокруг города Асбеста три официально оформленных площадки, которые принято считать местом захоронения военнопленных. Одно из кладбищ находится в районе кирпичного завода, как можно узнать из надписи на каменном обелиске, там похоронены венгерские граждане.

Второе кладбище находится в лесном массиве за Северо-Пролетарского отвалом. Здесь похоронены старшие офицеры германской армии, а так же венгерские, румынские и австрийские офицеры. О чем свидетельствует небольшая информационная табличка на входе. Его обычно именуют генеральским.

И третье кладбище, на котором похоронены солдаты и унтер-офицеры стран, воевавших на стороне гитлеровской Германии. Находится оно на территории карьера комбината Ураласбест. Сейчас его называют солдатским кладбищем или кладбищем в карьере, еще иногда называют кладбищем на острове. В до перестроечный период его называли немецким кладбищем, этот же термин был распространен и у старшего поколения.

Сейчас на его территорию просто так не пройти. Вокруг все перекопано горными работами. А в далекие времена, когда это кладбище было официально отведено, дорога к нему проходила по территории современного Центрального карьера. Уже в 50-х годах ХХ века при расширении карьеров была проложена новая дорога, которая в народном лексиконе называлась Окуневская, потому что вела в поселок Окунево и здесь ходил рейсовый автобус. Дорога проходила в непосредственной близости от кладбища военнопленных.

Сейчас от этой дороги остался небольшой участок. 

 Вся картина отлично просматривается в современном варианте на экране компьютера со спутниковых снимков. Особо любознательные могут увидеть все это своими глазами с высоты отвала, который расположен рядом с дорогой.

А мы пройдем по старой Окуневской дороге. Она также имеет свою интересную историю, как впрочем и любой участок на территории нашего города.

Дорога поднимается круто в гору и вот на этом участке, который виден издалека, в пятидесятые годы XX века кто-то краской сделал надпись прямо на асфальте: «Владимир Ильич вставай. Россия голодает». Времена были жесткие, командно-административная система работала без сбоев, быстро провели расследование, и, конечно же, был найден виновный, который понес уголовное наказание. В частной беседе пожилой уже человек дал честное слово и сказал, что этой надписи он не делал.

А этот факт о надписи на асфальте знали, наверное, все жители нашего города в то время. Сам я услышал эту историю будучи школьником, от одного из преподавателей нашей школы.

Через полчаса мы заходим в глубину невысокого леса. Густой сосновый лес семиметровой высоты успел вырасти уже в современный период. Извилистая дорога ведет нас к старой квартальной просеке, по которой мы и выйдем на территорию кладбища.

В устном лексиконе жителей города это место называется немецким кладбищем или солдатским кладбищем. Но это всё относительно. Если мы посмотрим на официальную табличку которая прибита на дереве, можно согласиться, что это кладбище немецких военнопленных, потому что здесь немцев похоронено намного больше остальных. Но если посмотреть на табличку и перечисленные здесь национальности,  справедливее назвать это кладбище интернациональным. Здесь похоронены венгры, румыны, итальянцы, финны. Наверняка есть и другие национальности, которые перечислены в списках умерших на территории нашего города.

Небольшая табличка с официальными данными о количестве захороненных и периоде, когда это производилось. Тут же указан номер телефона, по которому можно получать справки. Осматриваемся по сторонам и замечаем, рядом на дереве прибита небольшая фотография в рамке. Она уже выцвела и с трудом рассматривается. Но мы бывали здесь раньше и знаем, что это фотография итальянского солдата с надписью на двух языках на итальянском и русском и дата смерти.


 
Немного южнее стоят два мемориальных камня, которые оформлены и установлены, видимо в соответствии с какой то нормативной документацией. На других крупных захоронениях военнопленных установлены подобные камни. Один из памятников финским военнопленным - светло-серый, ромбовидной формы. И второй камень черного цвета в виде обелиска, который стоит на расстоянии примерно пятидесяти метров, прямо посредине квартальной. Это памятник венгерским военнопленным. На нем так же соответствующие надписи на двух языках.

А вокруг в лесном массиве вся территория в небольших буграх и местами изрыта. Где были могилы, определить уже не представляется возможным. Приезжающие граждане европейских государств,просят показать пронумерованные могилы, где покоятся их предки. А так как территория с шестидесятых годов ХХ века находится без присмотра и пришла в запустение, конкретное место указать невозможно. Родственники, очевидно, это знали заранее и поэтому привезли с собой фотографии, цветы и какие-то памятные знаки. Некоторые привозят просто деревянный католический крест и устанавливают всё это рядом с обелиском или в стороне у основания деревьев.

У мемориальных камней нет не венков не цветов, ни каких-либо других признаков, что этим летом здесь побывали иностранные делегации. Осмотревшись и обойдя площадку, мы удалились в обратном направлении.

Бывая здесь, просто невозможно не выйти на кромку борта и не посмотреть на огромную водную поверхность затопленного Северного карьера. Площадь водного пространства очень большая, а с левой стороны из труб идёт непрерывный приток воды, которая откачивается из подземных сооружений, расположенных под карьером.

Сейчас доступ в этот район запрещен,  берега рукотворного озера пусты и необитаемы. Через какое-то время засыпанное пространство зарастёт сосновым лесом, а водоем должен остаться.

Александр Копырин, краевед, член Русского географического общества 








Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 171 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров