13:40
Асбестовец Александр Жолобов - конструктор крылатых кораблей
Среди тех, кто в нынешних сложных экономических условиях решает задачи по развитию национального воздушного транспорта и авиации, есть известные люди из Асбеста.

Первым в городе Заслуженным конструктором России в сфере самолетостроения стал Александр ЖОЛОБОВ - выпускник школы № 30, ныне руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ОКР) научно-производственного концерна "Штурмовики Сухого". 

Александр Борисович Жолобов начал заниматься опытно-конструкторскими работами в процессе создания и испытаний ударных авиационных комплексов с 1989 года. Он принимал участие в доводке конструкций агрегатов и систем летательных аппаратов в их стендовых, лабораторных, межведомственных, серийных и контрольных летных испытаниях по строительству и расширению боевых возможностей самолетов: Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-126М, Ан-72П, Су-17М4, Су-24М, Су-25Т, Су-25СМ и Су-25УБМ.

С чего все начиналось
"В труде человек познаётся". Эту простую истину Саша Жолобов усвоил от матери Валентины Афанасьевны и отца Бориса Александровича -школьных учителей из города Берёзовский. Там же 23 сентября 1957 года и родился Александр.

Вскоре после рождения сына чета Жолобовых переехала в Асбест, где глава семейства преподавал физическую культуру в горном техникуме, а супруга - уроки биологии в средней школе.

В детстве Саша был невероятно активным и любознательным мальчиком, казалось, что энергия так и выпирает - поэтому родители рано отдали его в подготовительный класс музыкальной школы и в спортивную секцию, чтобы направить этот неугомонный темперамент в правильное русло. Годы учебы в школе сплетались с периодами его увлечений музыкой, спортом и стендовым моделизмом.

Александр играл в баскетбол за школьную сборную на городских соревнованиях, участвовал в хоккейном турнире "Золотая шайба" в составе клубной команды "Искра" на позициях защитника. Совсем мальчишкой Саша с задержанным дыханием мог лихо нырнуть на два десятка саженей без каких-либо приспособлений и ласт. При этом у него был свой "премудрый" способ толчкообразных боковых гребков, что в последующем позволило ему выполнить нормативы кандидата в мастера спорта по подводному плаванию на армейских соревнованиях.

В юношеском возрасте Александр Жолобов с однокашниками Андреем Махнёвым и Александром Севериным организовал в школе первый вокально-инструментальный ансамбль. Однако в начале 70-х годов перешёл в группу рок-музыкантов Валерия Иванова, Валерия Попова, Андрея Антоненко и Юрия Тарасевича. В их музыке доминировали ритм-, бас- и соло-гитары, сильный и гармоничный вокал.

Испытания самолетами
Неизвестно, как бы сложилась судьба Александра, не поступи он после окончания школы в Пермское военное авиационное училище имени Ленинского комсомола. Во время войсковой стажировки и производственной практики он изучил "филигранность" слесарного и токарного дела, познал труд электромеханика и самолетостроительное производство. Выпускные экзамены сдал в 1978 году и по распределению отправился в Сольцы Новгородской области, где располагался 840-й Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк, имевший на вооружении новейшие для того времени самолеты-ракетоносцы Ту-22М2.

Получив опыт эксплуатации техники, Александр поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище. Здесь же у него проявились склонности к исследовательской работе, когда проект по робототехнике, факультативно подготовленный им на кафедре эксплуатации авиационного вооружения, был отмечен дипломом Всесоюзного конкурса студенческих научных обществ и конструкторских бюро. Жолобое успешно окончил в 1989 году полный курс обучения в вузе и после блестящей защиты диплома перед комиссией, под председательством маршала авиации Н.М.Скоморохова, был направлен в Государственный лётно-испытательный центр имени В.П. Чкалова.

Испытания новых и серийных самолётов - составная часть опытно-конструкторских работ в целях проверки соответствия образцов тактико-техническим требованиям, а также выявления дефектов в конструкции летательных аппаратов и их оборудования. Именно в Г/1ИЦ им.В.П.Чкалова проводится такая оценка, если авиатехника проектируется и строится по государственному заказу.

Профессия военного инженера-испытателя относится к одной из самых интересных и захватывающих в самолетостроении. Совместно с летчиками-испытателями инженеры входят в состав испытательных бригад и зачастую становятся полноценными соавторами новых образцов.

Без отрыва от исполнения своих обязанностей Александр Борисович прошёл обучение в аспирантуре при Волгоградском госуниверситете и на академическом курсе руководящего состава в Военно-воздушной инженерной академии им.проф.Н.Е. Жуковского, подготовил и защитил диссертацию в области технических наук.

В ОКБ Сухого
Начало нынешнего века совпало с наступлением новой эры в семействе модификаций легендарного "Грача" - самолета-штурмовика Су-25, созданного в недрах знаменитого ОКБ им.П.О. Сухого. В 2001 году А. Жолобов по предложению главного конструктора самолето-строительного ОКБ переходит в научно-производственный концерн "Штурмовики Сухого" для воплощения в жизнь проекта глубокой модернизации штурмовой авиации. Его назначают заместителем начальника управления - начальником отдела перспективных разработок.

Творческий и новаторский подход Жолобова к решению сложных конструкторских задач был реализован в целом ряде его новых оригинальных разработок по ключевым направлениям тематического плана модернизации штурмовиков.

В 2005 году начался новый этап в жизни Александра Борисовича. Именно тогда он возглавил Управление опытно-конструкторских работ концерна, объединившим 47 предприятий-разра-ботчиков. Своей приоритетной задачей ставил совершенствование конструкции планера штурмовика и его механических систем. На базе лаборатории по испытаниям натурных конструкций воздушных судов Центрального аэрогидродинамического института им. Н.ЕЖуковского предстояло проведение длительных и скрупулезных работ по повышению прочности нескольких типов учебно-боевых и боевых самолетов, повторяя их эксплуатационную нагруженность на протяжении их полных жизненных циклов. Этапы статистических и ресурсных испытаний отвечают за прочность материалов и конструкций самолета не только при выпуске их с конвейера, но и во время эксплуатации, а проверенные десятилетиями алгоритмы исследований гарантируют надежность и безопасность полетов.

По результатам проведенных под руководством Жолобова десятков тысяч экспериментальных циклических нагружений - крыла, фюзеляжа, киля, стабилизатора, руля высоты, шасси и других элементов, были разработаны комплексы мероприятий по усилению планеров самолетов, выпущена конструкторская документация для серийной доработки всего парка штурмовиков, стоящих на вооружении ВВС.

Жолобов является еще и ученым-практиком по оценке расчетно-экспериментальными методами их тактико-технических характеристик на этапах летных испытаний.

Так, в 2010-2011 годах впервые в практике отечественного авиастроения им был предложен принципиально новый подход защиты самолетов от зенитно-ракетных комплексов типа "Стрела", "Игла", "Stinger", который в настоящее время успешно используется в научных центрах.

Наиболее крупными, государственно значимыми проектами составной части ОКР "Изморозь", проведенными под руководством Жолобова, были разработки по созданию авиационных систем визуализации траектории полетов самолетов (СВП) "Астра" и "Астра-2".

Новые системы СВП позволили пилотажной группе ВВС России на боевых самолетах-штурмовиках типа Су-25БМ войти в пятерку лучших групп мира, среди которых: "l_a Patrouille de France" (Франция), "Red Arrows" (Англия), "Freccie Tricolori" (Италия).

Совмещая работу по созданию и совершенствованию авиационной техники, Александр Жолобов ведёт активную научную деятельность, является автором более ста публикаций научных статей в изданиях Российской академии наук и ведущих вузов страны. В научных кругах широко известны его разработки по классификации в сферах: устойчивости оптико-электронных приборов, организационного обустройства предприятий оборонной промышленности, взаимосвязей эксплуатационных характеристик авиационной и ракетно-космической техники.

Родина высоко оценила труд Александра Борисовича Жолобова. Он отмечен государственными, ведомственными и общественными наградами, его грудь украшают знаки "Заслуженный конструктор Российской Федерации" и "Почетный авиастроитель", которыми он удостоен за выполнение особо важных правительственных заданий.

Среди экспонатов Асбестовского краеведческого музея "гордо реет" крупномасштабная стендовая модель самолета Су-39, подаренная Жолобовым своим землякам в знак уважения и признательности за полученные трудовые навыки на Урале, где юношеская мечта о самолетах переросла в увлеченность, а увлечённость определила выбор профессии, которая открыла ему дорогу в большую авиацию.

К. АКИМОВ. "Асбестовский рабочий" 2019 г.


На снимке: юбилей школы № 30, Дворец культуры, 14.октября 2014 года. Школе - 50 лет. Александр Жолобов с классным руководителем Л.К.Кобелевой. Фото И.Атанасовой.

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 314 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров