12:30
Асбест вовсе не так молод, как кажется
Лесные просторы вокруг нашего города - необъятные. Многие, кто посещал наши края в XIX и начале XX веке, писали о дремучей тайге, где не ступала нога человека.

На самом деле, кроме лесного пространства, болот и многочисленных ручьев было большое количество маленьких лесных поселков. И существовали эти поселки с середины XVIII века.

Некоторые упоминаются в краеведческой и специальной литературе, в том числе и в архивах. А о некоторых рассказывали старожилы.

В нашем городе подобными знаниями обладает известный краевед, заведующий музеем ОАО "УралАТИ” Владимир Николаевич Рубцов. Кроме того, что изучил огромное количество всевозможных материалов в архивных фондах, он имеет солидный объем прикладных практических знаний по истории нашего района. И неудивительно - с средины 50-х годов XX века он с родителями и родственниками часто бывал во многих лесных поселках, которые в тот период работали и жили своей размеренной жизнью. Именно Владимир Рубцов и выступил инициатором очередного поисково-исследовательского мероприятия.

На этот раз для посещения был выбран некогда существовавший лесной поселок Марковка. На маршрут вышла группа краеведов и энтузиастов из Асбеста и поселка Рефтинский.

Ранним утром поисковики отправились в направлении Ильинских водозаборных скважин. Дорога проходила через поселок Шамейка, дальше - по грунтовой дороге в северном направлении. Дорога - сплошные ямы, выбоины. Это следствие движения тяжелой груженой техники, вывозящей лес.

Дорога до места первой остановки заняла два часа. Но вот мы вышли на большую поляну. Когда-то здесь были покосы, но на сегодняшний день вся поляна засажена подсолнечником, топинамбуром и рапсом. А на кромке охотниками устроена кормушка для лесных животных.

В далекие времена в лесу бывало оживленное движение. В XIX веке по всем лесным дачам бродили артели людей в поисках железной руды, золота и цветных каменьев. Еще до них лесные угодья освоили крестьяне Режевского завода и села Покровского.

Уже в период промышленно го освоения района в лесных кварталах постоянно были люди - собирали сосновую смолу, живицу, заготавливали лес. А на протяжении всех этих периодов народ заготавливал сено для домашней скотины.

Сегодня в лесу кроме рыбаков и охотников никто ничего не делает.  Рыбаки, приезжая в отдаленную местность на рыбалку, поддерживают дороги, например, заваливают грунтом колеи от лесовозов.

Охотники на бывших покосах организуют подкормочные площадки, сооружают солонцы, делают для зверей запасы сена на зиму. Но восстановить мосты даже через небольшие речки - не под силу.

Так и обстоят дела с некогда существовавшим мостом через речку Марковка. От него осталось несколько старых бревен. А на противоположном берегу, на взгорке был жилой поселок. Сейчас это большая поляна, с краю видны ямы от домов, остатки каких-то строений, кучи камней и ржавые металлические изделия.

С северной стороны охотниками устроена еще одна большая подкормочная площадка.

Поселок МАРКОВКА существовал с начала советского периода. Первоначально располагался немного южнее, рядом с квартальной просекой. В послевоенный период был перенесен на берег одноименной речки. В 50-е годы в поселке было несколько жилых домов из бруса,хозяйственные постройки, магазин, пекарня. Население занималось заготовкой сосновой смолы - живицы. В середине 70-х корпуса строений были еще целыми, но предприимчивый и хозяйственный народ вывозил кирпич, дверные блоки и половую доску.

Шагая по лесной дороге, можно увидеть остатки работы вздымщиков - сборщиков смолы. На стволах сосен - старые надрезы в виде елочки. И тут же на стволах - металлические воронки, аккуратно закрепленные  донышком вверх. Видимо, последние работы производились осенью, и на зиму вздымщики перевернули воронки, надеясь весной возобновить дело, но...

Лесная дорога извилистой лентой проходит среди соснового бора, кромками огромных вырубов и сквозь темные заросли густых вечнозеленых елей. Невозможно не любоваться природой.

Неповторимые осенние краски деревьев и кустарников сменяются живописными зелено-оранжево-желтыми невысокими лиственницами.

Время летит незаметно, и мы выходим на берег неширокой полузаросшей речки. Это Малый Рефт. Все пространство поймы реки заросло болотной растительностью. А где-то ниже бобры соорудили плотину, уровень воды в реке поднялся.

Этот участок В.Н. Рубцов знает отлично, здесь он неоднократно бывал. Рассказывает, что прямо на берегу реки в далекие годы стояла небольшая избушка. А рядом был родниковый ключ.

Выйдя на берег, мы осмотрели место, где располагалось жилое помещение, нашли родник и провели поисковые работы. Но кроме осколка тонкого фарфора, скорее всего, от чайной чашки, и нескольких кованых гвоздей, ничего не нашли.

Дальше наш путь пролегал по южному берегу реки Малый Рефт сквозь заросли кустов, болотины и многочисленные замшелые стволы упавших деревьев.

На одном из поворотов остановились. В.Н. Рубцов,показывая вперед, уточняет: в лесном массиве есть небольшая дорожка. Через пару минут среди густых елей увидели неширокий створ, уходящий в глубину леса.

Здесь Владимир Николаевич обнаружил необычное земляное сооружение. Оно представляет собой несколько смежных квадратов. Стороны квадратов отсыпаны грунтом на высоту от тридцати сантиметров до полуметра. На некоторых участках высота отсыпки доходит до метра.

Так как все это земляное сооружение располагается на склоне, который плавно уходит к реке, можно сделать заключение,что это,скорее всего, остатки разведочных работ, которые велись на золотой песок. Эту же мысль может подтвердить высота отсыпки. Каждый квадрат - своего рода небольшой бассейн,наполненный водой.

Можно предположить, что при заливке воды во все квадраты, происходил плавный переток из одного в другой. Осмотр и наши рассуждения реальной картины не прояснили.

На всем пространстве квадратов и вокруг выросли многочислених небольшой толщины, но, по словам нашего проводника, эти деревья, как минимум, довоенного периода. И вот почему.

На одной из елей с диаметром ствола 10-12 сантиметров, на уровне полутора метров от земли, на ветке, закрепленный проволокой, висит антикварный предмет - старинная рюмка. А оставлена она здесь в конце 50-х годов XX века.

Дальше наш путь пролегал вдоль реки, и планировали мы выйти к некогда существовавшему поселку Коммунальный стан. Но путь преградила "большая вода". На очередном маленьком ручье Соромка бобры сделали плотину, и разлившаяся вода, поднявшись на высоту полутора метров, затопила дорогу. Пришлось идти в обход.

Двигаясь по лесной дороге, обнаружили несколько стоянок рыбаков. Все они обжиты и эксплуатируются, наверное, не первый год. На некоторых сделаны приличные пленочные балаганы, на других просто натянуты навесы. Подготовлены запасы дров. Во многих обустроены небольшие печи, есть даже из кирпича.

Ассортимент кухонной утвари, как по количеству, так и по разнообразию, наверное, любую хозяйку поставил бы в тупик. В общем, все - для отличного и содержательного отдыха.

Двигаясь дальше, мы за час преодолели расстояние до площадки, где располагался поселок Коммунальный.

Поселок Коммунальный (в народном лексиконе) или Коммунальный стан, как он проходит по документам, уже не существует. Населенный пункт находился на пересечении дорог на правом берегу реки Малый Рефт.

В дореволюционный период вокруг поселка работали печи по выжиганию древесного угля, здесь же гнали смолу и деготь. Куренное дело существовало до 50-х годов XX века. В 2000 году на юго-восточной окраине площадки, где располагался поселок,охотниками был найден деревянный просмоленный желоб. В довоенный период здесь имелся летний стан для выгона стада, из поселка Шамейка.

В поселке было несколько бараков, дом лесника, дизельная электростанция, магазин. Через реку - деревянный мост. Поселок снесен в 80-е годы XX века. В 2002 году на территории бывшего поселка произведена посадка сосны.

Осмотрев площадку, засаженную соснами,немного передохнули под небольшим навесом, сфотографировались и дальше. Некоторые наши товарищи в этом районе еще не бывали и поэтому все рассматривали с интересом.

Группой вышли на берег реки Малый Рефт, поднялись на деревянный мост, оглянулись на открывшиеся просторы. Запечатлели на фотоаппарат прекрасные виды окрестностей некогда существовавшего поселка, русло реки на фоне темной стены зеленого леса, сверху подсвеченного ярко-голубым небом.

Обратный путь был не так утомителен, потому что шагали по квартальной просеке, а здесь -дорога для пешего передвижения.

На квартальной можно увидеть следы зверей, живущих в наших лесах. Здесь - следы лосей и косуль. На грязи в некоторых местах есть следы лисы. На взгорках, где кварцевые камешки, видны остатки жизнедеятельности глухарей, рябчиков. Кое-где валяются их перья. Тут же рядом на грязи - аккуратные круглые дырочки - следы клюва вальдшнепа, который искал червячков.

Пройдя серию больших вырубов, на месте которых совсем недавно стоял лес, вышли на опушку и присели на пересечении квартальных просек передохнуть и выпить чаю.

Обсудив направления, по которым можно пройти от пересечения квартальных, поднялись и двинулись дальше.

Остались позади глухие заросли ели, моховые болота и выруба...

Пройден большой маршрут, по результатам выхода предстоит еще поработать. А в общем, это еще одна интересная страница истории нашего края, освоение которого велось не только вокруг современного города, но и вдали от дорог, по берегам лесных рек и кромкам безымянных болот.

А. Копырин, краевед, член Русского географического общества


 





Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 100 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров