13:40
Анна Ивановна ФОКИНА, Татьяна Андреевна ПАТРАКИНА: Начали в Сталинграде
О судьбах медицинских работников, вплетенных в историю страны.

Шел второй год войны, бои за Сталинград требовали медицинского подкрепления. Нас, пятерых асбестовских девчат: Дектянникову, Чебакову, Ланских, Патракину и Фокину - мобилизовали и отправили в действующую армию вместе с такими же 18-летними медсестрами из других городов Урала. Уже по дороге на фронт наш эшелон бомбили, некоторые получили осколочные ранения.

Под Сталинградом в местечке Ленинск мы сразу же начали развертывать полевой подвижной госпиталь в доме без дверей и крыши. Но наше усердие, опыт и молодость преодолевали все, и при каждом перебазировании по мере продвижения фронта мы быстро развертывались на новом месте, печки делали из бочек из-под горючего, трубы от них выводили через окна, которые забивали досками и фанерой, на пол стелили солому и покрывали ее простынями. Освещение делали из полоски, отрезанной от шинели, такой фитиль вставлялся в гильзу от снаряда, куда заливали керосин.

В этих условиях мы оказывали первую врачебную помощь раненым, которых подвозили к нам на машинах и санлетучках. Кормили их, перевязывали, останавливали кровотечения, давали обезболивающие, противошоковые средства и непременно вводили противостолбнячную сыворотку.

Днем и ночью - приемка раненых, первая помощь им и отправка в тыл. Надо было еще и за воздухом следить - часто бомбили.

Так мы шли и шли вплотную за фронтом:, развертывали ППГ, потом свертывали его, потом снова развертывали, дежурили с винтовками, охраняя имущество, жили в палатках все время начеку, в тревоге... Вот и Запорожье, Новочеркасск. По ночам завывание самолетов, взрывы бомб.

Местное население очень нам помогало, люди приносили вещи, фрукты, овощи и, как и мы, все искали среди раненых своих родных и близких.

Потом наш полевой передвижной госпиталь переехал в Западную Украину, затем в Польшу. Там свирепствовали бандеровцы - убивали и грабили. В нашем ППГ было открыто инфекционное отделение - лечили дизентерию, столбняк, малярию, сыпной и брюшной тиф. Очень тяжелые больные.

Все медсестры были донорами, кровь давали прямо от донора больному. Нам все приходилось делать самим: собирать овощи и фрукты для госпиталя, стирать белье и обмундирование раненых, участвовать в самодеятельности. Несмотря на все ужасы, трудности и страхи, мы утешали бойцов и даже выступали перед ними с импровизированными концертами, если позволяло затишье.

Война закончилась для нас в Польше, но домой уехали лишь после того, как распределили всех раненых, кого выписали домой, кого определили в госпитали инвалидов войны. Как мы настрадались и наскучались по родным и по дому.

С марта 1946-го мы в Асбесте, работали в медсанчасти комбината "Ураласбест", а с 1953 года -в терапевтическом отделении № 2, где заведующей отделением была тоже фронтовичка Бартош Евгения Исааковна.

Анна Ивановна ФОКИНА, Татьяна Андреевна ПАТРАКИНА, 

Медсестры Анна Ивановна и Татьяна Андреевна всю послевоенную жизнь до выхода на пенсию посвятили лечению больных. Это были настоящие профессионалы, сколько добра и ласки подарили они пациентам!

Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 86 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров