13:40
Александра Сонина: "В хирургии надо любить мелочи..."
Этот рассказ - об Александре Тимофеевне  Сониной, хирурге, Заслуженном враче РСФСР, заведующей хирургическим отделением городской больницы № 1, отдавшей медицине более полувека - начиная с 1953 года.

Мечтала стать геологом...

В Пермский медицинский институт Александра попала …от безысходности. Дважды приезжала из своей деревни в областной город Пермь, чтобы сдать документы на геологический факультет университета. И оба раза — неудачно: попадала в длительный перерыв, на который закрывалась приемная комиссия. А дома родители убеждали выпускницу, что нет достойнее профессии, чем врач. Александра знала, «откуда ветер дует»: во время войны (Великой Отечественной — авт.) в доме жили эвакуированные, среди них детский доктор, которой мама восхищалась. И мечтала, что дочка выберет ту же профессию…

Делать было нечего, сдала документы в медицинский. Совершенно не ожидала, что учиться ей понравится. Особенно заинтересовала хирургия, и к окончанию института Александра и думать забыла о том, что мечтала стать геологом. Распределение ей предложили в Свердловскую область.

Она внимательно посмотрела на карту и увидела рядом с кружочком с названием Асбест голубое пятнышко водоема. Озеро, наверное, очень красивое, — подумалось.

— Я бы сюда поехала, — сказала Александра начальнику отдела кадров облздрава. 
— Ну, хирургов в Асбесте не требуется, — возразил начальник.
— Неважно, все равно поеду, — проявила настойчивость Александра. Она и знать не могла, что выбирает в этот миг свою судьбу. Шел 1953 год.

В Асбесте встретили с радостью — хирурги как раз были очень даже нужны. В поликлинике, например, даже приема не было — не хватало специалистов. Но Александра попросилась подальше куда-нибудь, потому что белесые хлопья асбеста, разносимые ветром, ее напугали. Вот тебе и озерный край…

В течение года принимала больных в медпункте поселка Изумруд, а через год вышла замуж за такого же, как она сама, молодого специалиста, инженера Бориса Сонина. Приступила к дежурствам, приему, ведению больных в больнице медсанчасти «Ураласбест» (ставшей впоследствии городской больницей № 1 — авт.). Обязательными в то время были дежурства на «Скорой помощи».

Хирург или так просто?
— Занятость большая, изнуряющая, — вспоминает Александра Тимофеевна. — Но и опыт приобретаешь собственный, без которого в профессии состояться невозможно.

Через четыре года, в 1957-м, Александра Тимофеевна уже заведовала хирургическим отделением стационара. Операции назначались ежедневно — плановые, экстренные. И вообще специализация отделения была довольно широкой: госпитализировали и с травмами, и очень тяжелых —  травматология и реанимация выделились позже, когда «сделали» себя врачи Джаудат Ахтямов, Владимир Шлейхер. Именно под личность заведующего отделением открывались новые, и очень необходимые отделения. А пока…

— Как-то привезли молодого мужчину, спортсмена, с тяжелыми травмами, — рассказывает Александра Тимофеевна. — Спасти его не удалось, травмы оказались несовместимы с жизнью. Но я тогда очень рассердилась на себя саму… Хирург я или так просто? И начала учиться — ни одной специализации не пропускала. 

А ведь семья и дети — два сына и дочь, родившиеся друг за другом. Наверное, было непросто совмещать профессиональный рост и воспитание, но на помощь пришла именно семья.

— Мне невероятно повезло, — признается Александра Тимофеевна. — Стать хорошим хирургом помогли близкие люди. Прежде всего свекровь, Ираида Андреевна, она взяла на себя воспитание и обучение внуков. Мы жили вместе, одной семьей, и я всегда была спокойна за своих детей.

Между прочим, с очень занятых родителей дети берут лучший пример, чем с тех, кто «не очень». И пусть это не бесспорная истина, медицинских династий в Асбесте, например, немало. В том числе Сонины — Александра Тимофеевна и ее старший сын Виктор, не только выбравший ту же профессию, но и принявший заведование хирургическим отделением городской больницы № 1.

— Причем выбор он сделал очень рано, еще до школы, — вспоминает мать. — Вышли как-то из дома вместе с Витей и бабушкой. Ираида Андреевна вскользь замечает: «Скоро картошку садить…». Внук вытягивает к ней свои ладошки и очень серьезно заявляет: «Мне надо руки беречь, я ведь будущий хирург». И ни разу с тех пор не усомнился в своем выборе. Я горжусь его успехами, хотя непросто учить профессии своих детей — всегда найдешь причину для критики, а похвалить не сочтешь нужным.

Чудо случается
Александра Тимофеевна погрузилась в работу, как говорится, с головой. Бралась за самые сложные случаи, когда уж надеялись только на чудо. Между тем, чудо это, пусть неосязаемое, нематериальное, но в его присутствии не сомневается никто, — есть стремление к жизни, вера в то, что выздоровление обязательно будет. Как-то к Сониной пришел больной, которого, по его словам, отказались оперировать в областной больнице в виду рака желудка, пустившего метастазы в печень: «Безнадежен» — вынесли вердикт, но пациент сдаваться не собирался — ему, как он сказал, необходимо еще детей вырастить. Александра Тимофеевна взялась оперировать, желудок пришлось удалить, соединили пищевод с кишечником напрямую. Пять лет жизни подарили человеку — таков был результат очень сложной по тем временам, когда еще не было компьютерного оборудования, операции.

Хирург учится всю жизнь, как и любой врач, конечно. Только цена ошибок при том же сравнении все-таки разная, потому и ответственность у хирурга особая.

— Со мной работал доктор, которому быть хирургом было противопоказано, — рассказывает Александра Тимофеевна. — Объясню, почему: например, оперирует желчный пузырь, и уже ни на какие другие органы даже не смотрит. Это неправильно: надо все посмотреть, пока есть такая возможность. Ну, а коли не интересует врача состояние человека, — этому ведь не прикажешь. Только и не получится из него хирурга. Приведу слова одного московского профессора, у которого мне удалось проходить специализацию: «В хирургии надо любить мелочи». Целиком и полностью согласна.

Благодаря вниманию к «мелочам» и очень серьезному отношению к делу коллективу хирургического отделения под руководством Александры Тимофеевны Сониной удалось снизить смертность «по профилю» (то есть от внутренних болезней) до уровня ниже областного.

Дело, которому служишь
Врачи не считались со временем, когда речь шла о спасении жизни больного, и главное, были единомышленниками. Как-то раз во время операции, не предвещавшей ничего неожиданного, Александре Тимофеевне пришлось вызывать санитарную авиацию. Пациент поступил с язвой желудка, а вместо нее оказался тяжелый рак с метастазами. Оперировали 5 часов, и вдруг началось сильное кровотечение, которое остановить не удавалось никак. Помогли специалисты областного центра, и в конце концов все закончилось хорошо. 
— Пациент остался жив, и спустя несколько лет привел даже своего сына, у которого начиналась язва, — заканчивает рассказ Александра Тимофеевна.
Если хочешь, чтобы все получалось, своему делу действительно нужно посвящать жизнь. Трудно представить (и даже страшно), что произойдет, если хирург, стоя за операционным столом, будет думать об отвлеченных вещах. Простых операций не бывает — нужно всегда быть готовым к неожиданности.

— Сделала разрез, а у пациента — зеркальное расположение органов, — рассказывает Александра Тимофеевна. — Сразу говорю медсестре, чтобы меняла инструменты. Больной и сам не знал, что у него такая особенность. После операции мы ему сказали, очень удивлялся…
Александра Тимофеевна Сонина была наставником у молодых хирургов. Не только потому, что являлась главным хирургом города Асбеста, но и потому, что хирургическое отделение городской больницы считалось научной базой по интернатуре будущих врачей. Интерны приезжали со всей страны (Советского Союза) — не только из Екатеринбурга, но и из Пермской, Тюменской, Челябинской областей, Краснодарского края, Украины, Грузии, других территорий. Кто-то возвращался, а кто-то оставался, «приживаясь» в нашем горняцком городке. Среди учеников хирурга Сониной — Нонна Чулкова, Людмила Бескова, Виктор Дьячок, Виктор Сонин, Ася Григорян, другие врачи. 
Самое главное для хирурга — постоянная учеба, стремление и способность к ней, — считает Александра Тимофеевна.
— Нельзя не учиться, иначе будешь не врачом, а исполнителем (слово в медицине ругательное — авт.) — говорит.

Ирина Атанасова, из книги "Здравствуйте, доктор!"
 

 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 144 | Добавил: drug6307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров