27 июля 1918 года крестьянин из деревни Кузино, коммунист Фёдор Михеев собрал и увёл к Балтыму второй отряд добровольцев: из крестьян деревень Кузино, Кочнево, Бруснят и Некрасово. 34 человека пришли и влились в Сысертский полк под Балтымом, где уже приняли бой.
"В третий Екатеринбургский полк военкомы наших волостей доставили лично по 12-16 добровольцев из крестьянской молодежи, - пишет в своих краеведческих статьях Аркадий Коровин. - Полк с ходу был брошен в бой под Касли и Кыштым. Он держал месячную оборону Екатеринбурга, отступил в город, погрузился в вагоны и через ст. Косулино (где похоронили пять павших героев) и Баженово отошёл к Богдановичу. Отход полка на восток был вызван тем, что железная дорога на запад была уже в руках белых. Третий полк из-под Богдановича маршем двинулся к Кушве..."
Однако войска Белой Гвардии при поддержке мятежного Чехословацкого корпуса продолжают наступать. 25 июля 1918 года столица Урала город Екатеринбург оказался в их руках, а 28 июля взяли Белоярскую волость. (Хотя наши земли находятся восточнее Екатеринбурга, но тогда линия фронта во многом зависела от железных дорог; кроме того, мятеж чехов проходил на большом протяжении ж/д магистрали). В связи с этим многие военкомы, которые собирали отряды добровольцев и отводили их в Красную Армию, вернувшись в Белоярскую волость с новыми приказами о наборе добровольцев, просто опаздывали и оказывались в плену. Зачастую, как пишет Коровин, их выдавали местные жители, из тех кулаков, которые пострадали от Советской власти.
Так были захвачены расстреляны в разное время местные коммунисты В. Д. Кручинин (расстрелян на 7 версте до Верхотурья), В. Я. Томилов (расстрелян в Екатеринбургской тюрьме). В Александровский централ под Иркутск был увезён В. Е. Брусницын. Успели перед утром уйти и схорониться в Ирбите А. А Лямпасов (потом он перешёл линию фронта и вступил в Красную Армию), А. Ф Аввакумов (тоже вступил в Красную Армию)...
А с захватом Урала белогвардейскими войсками здесь наступало время Правительства Урала, которое было сформировано в Екатеринбурге. Просуществовало уральское государство, впрочем, недолго - 26 октября 1918 года оно передало всю полноту власти возглавившему фронт адмиралу Александру Колчаку. Его штаб располагался одно время даже в наших Малых Брусянах. На фронте гремели бои, а в тылу у Колчака нарастало партизанское движение. И хотя партизанские отряды вовсю действовали совсем недалеко от наших мест, но о каких-либо антиколчаковских выступлениях в белоярских землях история данных не сохранила.
До сих пор жители наших земель приводят воспоминания своих дедов и прадедов, которые сказывали, как колчаковские войска зверствовали на Урале. "Колчаковцы выкалывали пленным глаза, вспарывали животы, – рассказывал житель Заречного Джемиль Петрович Коростелев. – В посёлке Красногвардейск моего деда публично избили шомполами за то, что в его огороде обнаружили старую винтовку, подброшенную соседом. Хотели расстрелять, но заступился знатный купец (дед был у него ценным работником). После деда привели старуху, у которой в огороде нашли подброшенные кем-то патроны. Старуху так отходили, что идти она уже не могла. Старшую сестру отца два белогвардейских офицера изнасиловали и живую бросили в колодец..."
Власть Колчака, впрочем, тоже продержалась на наших землях недолго - уже через год, летом 1919 года Красная Армия вновь перешла в наступление, 15 июля она отбила обратно Екатеринбург, а через несколько дней и вошла в Белоярку. Вероятно, пришедшая потом Красная армия тоже состояла не из ангелов, но о таких зверствах воспоминаний нет. Безусловно, во-многом из-за этого местное население поддержало именно большевиков, что позволило последним, в общем-то, и переломить ход войны..."
Бои за наши земли были тяжелейшие, особенно в Мезенке, но это уже совсем другой год и совсем другая история, о которой я уже рассказывал и ещё буду рассказывать по мере накопления краеведческого материала.
С.Гончаров
Источник
|